3264

Не ошибись, выбирая пути

Правительство правильно инвестирует в дороги, но пора понять, куда по ним двигаться

В наше не щедрое на успехи время отчет правительства по итогам семи месяцев получился достаточно удачным, чтобы можно было его посмаковать. Сначала премьер отчитался перед президентом, потом прошло заседание кабинета министров, потом - пресс-конференция о реализации государственной программы инфраструктурного развития “Нурлы жол”. Именно этой программы, потому что она и задает основной рост экономике - так было подчеркнуто.

Сама же программа “Нурлы жол” посвящена реконструкции и строительству автодорог республиканского значения, которых у нас 23,9 тыс. км из почти ста (96,3) тысяч километров всех автодорог общего пользования. Правда, дело шло и до этой “Нурлы жол” (которая была оглашена в ноябре 2014 года в президентском послании народу на 2015 год). За последние шесть лет было реконструировано и капитально отремонтировано 5 тыс. км главных дорог, в результате сейчас у нас 85 процентов автодорог республиканского и 65 процентов областного и районного значения находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.

Но стратегический перелом обозначила именно “Нурлы жол”: в рамках этой программы за 2015-2016 годы у нас появилось 1300 км стратегических автодорог I и II технических категорий. Средства вкладываются крупные: за эти два года на реализацию автодорожных проектов было выделено 616 млрд. тенге, из них 329 млрд. - из Национального фонда. И в нынешнем, 2017 году в автодороги будет вложено 356,2 млрд. тенге, в том числе 143,5 млрд. - из Нацфонда.
Наверное, нам не стоит ломиться в открытую дверь, доказывая совершенную правильность опоры именно на дорожное строительство в нашем великостепном государстве. Хотя вложения в производство товаров, которые по этим дорогам возить, не менее важны. Короче, при всей немалой массе государственных вложений (особенно из Национального фонда) надо бы их и дальше наращивать. Тем более что валютных запасов в Национальном фонде - еще на многие годы вперед - тратить и тратить.
Однако стоп! Вот вам картина состояния этого самого Национального фонда, как бы подтверждающая громадность запасов, но заставляющая не просто задуматься, а задуматься очень крепко.
Смотрите, что получается: исторически Национальный фонд всегда рос, даже мировой кризис 2007-2008 годов, вынудивший крупно поддержать попавшие во внешний дефолт БТА и несколько других банков и приступить, кстати, к вложениям в инфраструктуру, оставил на графике его роста лишь небольшую зазубрину. Но вот уже почти три года его запасы не­уклонно снижаются, причем начиная как раз со времени публичного объявления программы “Нурлы жол”. Да, долларовых миллиардов по-прежнему нево­образимо много: по итогам семи месяцев этого года в Нацфонде числятся $57,9 млрд., однако на историческом максимуме осенью 2014-го было $77,2 млрд. Итого: 19,3 млрд. валютных запасов уже долой.
Программа “Нурлы жол” действительно переломная, именно она перевела Национальный фонд из накопительного в расходный режим, тем самым подведя черту под исчерпанной экономической моделью и открыв… пока лишь поддерживающий этап той же самой модели. Но если просто доливать прохудившийся бассейн, рано или поздно не хватит и самого большого запаса.
Главная же проблема даже не в том, что нынешними темпами мы обнулим Национальный фонд всего за следующие пять-семь лет, а в том, что нам может остро не хватить не денег - времени.
Всякий, кто хоть чуть-чуть понимает в истории и геополитике, видит, что глобальная однополярная модель, сырьевой и монетарной периферией которой мы являемся, неуклонно движется к новому - фрагментированному - мироустройству. Так, когда России первый раз объявили санкции, а она ответила сельхозэмбарго и девальвационным виражом рубля, обе стороны полагали, что это на время. Теперь законодательный санкционный пакет США - это навсегда. В прошлый раз России пришлось искать внутренние ресурсы для поддержки своей оборонки и сельского хозяйства, теперь - приучать всю экономику обходиться без внешнего финансирования. Включая, что весьма вероятно, замораживание внешних активов. А где Россия, там и Евразийский экономический союз, значит, и мы.
Так вот, “Нурлы жол” - это не только строительство автодорог. Это и путь к самостоятельному финансированию собственного экономического развития. Если, конечно, правительство не ошибется с выбором направления.

Пётр СВОИК, график Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее