2938

Евразийские консервы

Почему в Москве хотят лидерства Казахстана в ЕАЭС

Кремль признает лидерство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) за Казахстаном, заявил первый заместитель председателя правительства России Игорь ШУВАЛОВ (на снимке) на форуме “Евразийская неделя” в Астане. И это у него получилось не как стандартный дипломатический политес в адрес принимающей стороны, а как тонкий троллинг, причем многослойный.

Впрочем, первый слой не такой уж и тонкий. Сформулировано предельно откровенно: “Проявлять лидерство России в ЕАЭС достаточно опасно. Хотя у нас есть и специалисты, и понимание, и своя утвержденная повестка. Но как только мы будем свою определенную роль проявлять, сразу крики о том, что это политический проект Кремля и т. д. Поэтому мы признаем лидерство в этом проекте за Казахстаном, поскольку президент Казах­стана был основоположником этой идеи. Уже в 90-е годы он начинал продвигать идею евразийства и евразийского партнерства”.
А тут надо еще иметь в виду, что разговор шел о вещах важных, но неопределяющих - таких как проблемы согласования необходимых тем или иным участникам ограничений и изъятий из правил функционирования общего рынка и построение цифровой экономики. И тут Игорь Иванович тоже был откровенен.
“Пока что мы видим, что по тем или иным сегментам национальные программы начинают бежать впереди, мы на наднациональном уровне не можем согласовать подходы. Мы до сих пор согласовываем документ “Основные направления развития цифровой повестки на евразийском пространстве”. Мы каждый раз собираемся и ковыряемся в мелочах. При этом основная тема вязнет в наших бесконечных согласованиях”, - посетовал вице-премьер РФ. И добавил, что в результате мы все “будем зависеть то от западных цифровых технологий, то от восточных и останемся несостоятельными как самостоятельный цифровой элемент в глобальной цифровой повестке. И это большая беда”.
Вот так первый зам Дмитрия МЕДВЕДЕВА технично отдает пас Казахстану: поскольку дело стоит, берите лидерство на себя, а там посмотрим, кто тормозит.

Впрочем, кое-кто считает, что большая беда - это сам Евразийский союз, и не только снаружи, но и внутри. Потому-то, дескать, он и топчется на месте, повязав себя бесконечными согласованиями бесчисленных мелочей.
Давайте и мы плеснем водички на мельницу противников ЕАЭС, задавшись вопросом, много ли от него чисто экономического проку.
Коль скоро ЕАЭС создавался для улучшения взаимной торговли, посмотрим на демонстрирующий как раз этот разрез график.
Тут два вывода: во-первых, сама по себе торговля с участниками ЕАЭС для Казахстана - мелочь. На это в разные годы приходилось от 15 до 20% нашего внешнеторгового оборота - для нас это не решающий фактор. Во-вторых, ничего такого переломного создание Таможенного, а затем Евразийского экономического союза нашей взаимной торговле не принесло. На обеих кривых графика мы видим резкие изломы, взлеты и падения (причем симметричные). По ним можно отследить мировой кризис 2007-2008 годов, девальвацию рубля и тенге, даже санкции. Но вот сакраментальный 2011-й - год начала действия ЕАЭС - мало что добавил или убавил. В предкризисном 2006 году доля будущих партнеров Казахстана по ЕАЭС составляла 19,9% от всей внешней торговли, в 2016-м - 20,3%. Вот и вся подвижка.
Скажем больше: не только для Казахстана торговля с Россией (не говоря уже о небольших оборотах с Беларусью, Киргизией и Арменией) утратила решающее значение. Для России - та же ситуация. В 2016 году ее торговый оборот со странами ЕАЭС составил $39 млрд., тогда как со всем миром - $471 млрд., итого - всего 8,3%.
Другое дело, что у России в отличие от нас крупноположительный - в ее пользу - баланс. Российский экспорт в страны ЕАЭС в 2016 году принес ей 25,5 млрд. долларов, а на импорт потрачено лишь 13,6 млрд. И еще - внимание! - именно в рамках ЕАЭС Россия быстро осуществляет продвижение своей валюты в качестве международной. Если в 2013 году рубль обслуживал 53,8% торговых операций против 36,4% в долларах и 8,8% в евро, то к 2016-м соотношения изменились на 77,4% у рубля, 16,7% у доллара и 4% у евро.
Короче, самый тонкий троллинг российского гостя заключался в его первой фразе, предваряющей процитированные высказывания. СМИ ее не заметили, как сто раз известное, а она-то как раз ключевая! Игорь Шувалов начал с того, что ЕАЭС - это “чисто экономический союз, к политике не имеющий никакого отношения”.
Между тем реальный смысл евразийской интеграции не в каком-то взаимном торговом гешефте, а в совместном переломе ситуации раздельного превращения бывших частей СССР в сырьевые и монетарные провинции США - Евросоюза, а теперь уже и Китая. В этом смысле образование ТС и ЕАЭС - крупнейшее геополитическое событие после распада СССР, вызвавшее серьезнейшие политические последствия, включая Майдан, Крым, ДНР и ЛНР, санкции и контрсанкции.
Топтание ЕАЭС на месте вполне объяснимо: мировая игра идет вдолгую, и время еще не пришло. Когда придет? Позволим и себе немножко потроллить вслед Игорю Ивановичу: первым признаком станет замена либерального (на самом деле прозападного) правительства России, в котором первый вице-премьер Шувалов - одна из знаковых фигур, на патрио­тическое.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть