5739

Конь о трёх ногах, на хвост опирается

Есет батыр в Бестамаке: что-то ноги коротки.

Вместо исчезающих памятников истории в Актюбинской области как грибы появляются новые “шедевры” из бетона, пластика и стеклопластика, своим видом только отпугивающие туристов.

- В списке памятников, находящихся на территории нашего региона, насчитывается 659 объектов, из них девять республиканского значения, остальные - местного, - говорит инспектор госинспекции по охране историко-культурного наследия Актюбинской области Фархад ДОСМУРАТОВ.

Но, как выяснилось, часть археологических и исторических объектов, в том числе каменного и бронзового веков, теперь существует лишь на бумаге. Специалисты проехали по области и недосчитались десятков курганов!
- С 2013 года наша инспекция проводит комплексную работу по ревизии объектов историко-культурного наследия. Многие из них из-за пахотных работ, добычи полезных ископаемых и даже выпаса скота уже исчезли с лица земли, - констатирует Фархад Досмуратов. - Всего после недавней проверки мы недосчитались более 100 памятников.
Инвентаризация показала, что 13 объектов историко-культурного наследия исчезли в окрестностях Актобе, более 20 объектов - в Каргалинском районе, еще около 30 - в мартукских степях. На очереди теперь Хобдинский район, где результаты проверок также могут расстроить специалистов.
- К примеру, в пригородном селе Акжар ранее располагалось древнее захоронение “Акжар-I”, датируемое III-II вв. до нашей эры, но от него ничего не осталось, поскольку в последние годы там появилось современное кладбище. Проще говоря, кости на костях, - говорит инспектор. - Исчезло еще одно древнее захоронение железного века “Благодарный-V”. Там теперь овощные поля!

Не в лучшем состоянии и памятники древности республиканского значения. Некрополи Дауымшар и Саганатам в Байганинском районе с каждым годом осыпаются, а от школы рабочей молодежи в Уилском районе скоро останется один фундамент - то, что не растащили люди, уничтожают скот, дожди и бураны.
А ведь по сакральным местам можно не только туры устраивать - археологические раскопки на этих объектах с привлечением студентов исторических факультетов могут принести большие открытия.
- Поэтому мы требуем неукоснительного соблюдения 127-й статьи Земельного кодекса РК, а также 39-й статьи закона РК “Об охране историко-культурного наследия”! В них говорится, что на территориях, выделенных для освоения, в случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, землепользователи обязаны приостановить дальнейшее ведение работ и сообщить об этом уполномоченному органу по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, - отмечает Фархад Дос­муратов. - В противном случае глав крестьянских хозяйств, ТОО и недропользователей необходимо привлекать к ответственности. Штраф, к примеру, в таких случаях составляет 250 МРП.

Зато вместо исторического наследия повсюду устанавливают новодел: бюсты, памятники и скульптуры, причем без всякого согласования и документов. В областной инспекции по охране историко-культурного наследия отмечают, что большинство памятников, установленных в последние годы в регионе в честь известных личностей или исторических событий, не получили утверждения в гос­комиссии при Министерстве культуры.
- Нарушение правил установления памятников - одна из основных проблем последних лет, - говорит Фархан Досмуратов. - Сейчас как? Потомки известных людей открывают фонд, собирают деньги, заказывают памятник и устанавливают его. А есть ли на него документы, утвержден ли проект соответствующими органами - эти вопросы людей волнуют в последнюю очередь.
В итоге, говорит инспектор, получаются сырые как эстетически, так и по содержанию, и даже по материалу бюсты и скульптуры.
- Недавно открыли в городе Кандыагаше памятник Есет батыру, в Байганине - Саги ЖИЕНБАЕВУ, в Каргале - Шамши КАЛДАЯКОВУ. Есть еще памятники Кожабаю ЖАЗЫКОВУ, Малкеждару БУКЕНБАЕВУ. Как специалист скажу, что в этих работах я не увидел ни смысла, ни красоты, - говорит инспектор.

Помимо этого в Кобдинском районе установили памятник Исатаю батыру, Кобыланды батыру и Алие МОЛДАГУЛОВОЙ. Еще один памятник Есет батыру презентовали в поселке Бестамак.
- Госкомиссия, рассмотрев документы на эти объекты, дала низкую художественную оценку работам. Все бумаги вернула назад и предложила объявить дополнительный конкурс, - поясняет Досмуратов.
Но доводы госкомиссии, получается, никто особо не взял во внимание, раз скульптуры и памятники все равно презентовали с размахом.
- У памятника должна быть художественная целостность, эстетическое значение. Если его устанавливают на долгую память - так и надо его отливать из бронзы, ставить из мрамора и гранита. Но Исатай и Кобыланды - из бетона с покрытием из меди, тот же Нурпеис БАЙГАНИН, что у здания облсуда, тоже из бетона, Алия Молдагулова - из пластика, а Есет батыр в Бестамаке - и вовсе из стеклопластика! - говорит инспектор. - Неудивительно, что они уже через год начинают осыпаться. А кто их будет ремонтировать? Поскольку документов на них нет, то государство их на баланс не берет и за сохранность не отвечает.
И вправду громадный монумент со статуей Есет батыра в селе Бестамак, установленный в честь 350-летия видного казахского полководца, смастерили из стеклопластика. Все работы по заказу властей Алгинского района, к которому относится Бестамак, профинансировал местный предприниматель Нурлан САГНАЛИН. Он пожерт­вовал на эти цели в рамках акции “Туѓан жерге таѓзым” 32 млн. тенге из собственного кармана.
По словам мецената, к творческому процессу он никакого отношения не имеет.
- Я пожертвовал эту сумму от души, от чистого сердца, главное, чтобы народу понравилось, - говорит бизнесмен.
Но у художественных критиков есть свои замечания по поводу исполнения недавно презентованной работы.
- Вы сами посмотрите - разве может быть у лошади такой хвост?! Выглядит, будто у животного с желудком проблемы! - возмущен скульптор Женис ЖУБАНКОСОВ. - У лошади сухожилия не показаны. Копыта не отделяются, как будто пластиковые трубы. Стремя короткое. Да и у всадника туловище и ноги непропорциональны. Ноги батыра почему такие худые, как у больного человека?!
Однако автор монумента Ерлан ПРИМБЕТОВ иного мнения. По его словам, все зависит от точки, с которой человек смотрит на восседающего на коне Есет батыра. Нужно просто правильный ракурс найти.
- Все пропорционально, - говорит Примбетов.
Что касается хвоста, то скульптор объясняет, что его пришлось удлинить, поскольку нужна была опора для памятника, ведь конь батыра стоит на трех ногах. Да и к стеклопластику какие могут быть претензии - современный материал, не только в Актобе, но и в самой Астане из него делают скульптуры.
Однако у Жубанкосова иное мнение.
- Я тоже работал со стеклопластиком. Но использовал его для изготовления памятного знака, а не памятника. Это две разные вещи, - говорит скульптор. - Вообще нужно, чтобы художественные комиссии на местах утверждали и регулировали вопросы установления памятников и малых архитектурных форм.
Впрочем, обилие уродливых памятников - проблема всей страны. Понтов много, а вкуса не хватает, да и денег тоже. Вот и выходит, что у батыров ноги коротки да и все остальное тоже не очень.

Антон МОЛДИН, фото Абылая НАЖМАНОВА и из социальных сетей, Актобе

Поделиться
Класснуть

Свежее