4439

Охотники за Альпами

В лыжной гонке участвуют на равных
и политические обозреватели, и репортеры,
и спортивные телекомментаторы, и главные редакторы...

Будет ли у нас  в Казахстане своя Швейцария?

Если у нас восхищаются каким-то живописным уголком природы, то его называют “местной Швейцарией”. Своя “Швейцария” есть и в Восточном Казахстане, и в Боровом, и в Павлодарской области, ну а близ Алматы, если следовать этой логике, сплошные казахстанские Альпы…Убедиться, насколько уместны такие сравнения, казахстанские журналисты - члены международного клуба SCIJ - смогли, отправившись в Швейцарию на ежегодную встречу этого клуба.

SCIJ переводится как “журналисты на лыжах”: клуб, созданный в 1951 году, ныне объединяет работников массмедиа из 38 стран. На ежегодных встречах клуба журналисты удачно совмещают приятное с полезным, хобби - с профессией: катаются на лыжах и устраивают соревнования, участвуют в пресс-конференциях и дискуссиях, устанавливают новые контакты и связи. Казахстанская команда была принята в SCIJ в 2013-м, а в этом году участвовала в международной встрече SCIJ в швейцарской горной деревне Шампери.
Шампери входит в структуру популярного горного курорта Порт дю Солей. Из деревни, которая состоит из небольших уютных шале, сдаваемых туристам, магазинчиков и шикарного дворца спорта с хоккейной площадкой и залом для керлинга, гондольная дорога за 15 минут доставит на горнолыжные трассы. Порт дю Солей - настоящий рай для любителей зимнего спорта: 650 км горнолыжных трасс, 200 подъемников, 10 сноупарков, две страны (перевалив с одной стороны горного хребта на другой, из Швейцарии попадаешь во Францию) и единый билет на подъемники.
Ну а насчет “казахстанской Швейцарии” скажу, что наша природа ничем не уступает Альпам. Но есть и заметные отличия. В Швейцарии горы обжитые, там очень много туристов, практически все склоны зимой используются для катания на лыжах, а летом - для выпаса коров и пеших туристических маршрутов. При этом вся инфраструктура удачно вписана в ландшафт, кругом очень чисто, не встретишь мусора ни в самой деревне, ни тем более на горных тропах и склонах. Зато запросто встретишь диких оленей - по утрам они даже пробегают среди опор горнолыжных подъемников.
У нас, напротив, горы дикие, людьми неосвоенные - хотя нетронутыми их не назовешь. Даже при отсутствии массового туризма повсюду кучи мусора, речки загажены, а уж увидеть в горах елека - горного козла - редкая удача: почти всех побили браконьеры.
В чем дело? Как можно использовать опыт Швейцарии в Казахстане? Эти вопросы я задавала экспертам на конференции, организованной для участников SCIJ Швейцарским фондом устойчивого развития горных территорий (FFDM).
- Пятая часть населения Земли живет в горах, половина населения планеты обеспечивается водой благодаря горам, - рассказал Кристоф ГРАФ, сотрудник Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству SDC. - Люди из города любят ездить в горы, чтобы насладиться природой. Конечно, горы должны быть доступны, но главный вопрос -
в каких пределах допустимо воздействие человека на горный ланд­шафт? Например, жители Шампери живут за счет туризма, они хотят сохранить природу и красивые ландшафты с небольшими уютными шале и не хотят иметь города среди гор, как Авориа на французской части этого курорта, с многоэтажными высотками. Вам в Казахстане также важно найти золотую середину - как использовать горы, не нарушая экосистему, не истощая природу. Например, у нас сейчас законодательно принято ограничение частной застройки в горах. В Швейцарии прошло голосование, и был принят закон, согласно которому горожане не могут единолично владеть загородным домом в горах, который будут посещать лишь несколько раз в году - они обязаны в остальное время предоставлять его в аренду желающим. Многие люди из Женевы, Цюриха, Лозанны хотят приобрести дом в Альпах, но теперь они для себя могут использовать только 20 процентов спальных мест, остальное должны сдавать в аренду.
Доктор Даниел МАЗЕЛЛИ из Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству SDC, как оказалось, несколько лет работал в Казахстане и Киргизии по программам международного развития горных территорий. На его взгляд, в Казахстане важно воплотить три пункта: во-первых, нужно определить, в какой степени можно использовать горные территории, чтобы не допустить их деградации. Во-вторых, местное население должно почувствовать ответственность за сохранение природы, а для этого требуется, чтобы люди ощущали себя хозяевами этих мест и могли самостоятельно принимать решения по развитию своих регионов, а не только выполнять директивы, спущенные сверху из министерств. И в-третьих, требуется государственная поддержка, когда государство субсидирует местных жителей, чтобы они сохраняли природу, не допускали чрезмерного использования ресурсов, и вкладывает средства в развитие инфраструктуры.
- Я расскажу вам о моем родном регионе Гриндельвальде, - сказал Даниел. - 500 лет назад там жили 12 фермеров. Еще тогда они разбили общественные пастбища на зоны и договорились, сколько скота можно там пасти - например, на этом участке не больше 45 коров, а на этом участке не больше 27 коров на протяжении всего лета. Эти правила действуют до сих пор, в течение пяти веков ничего не изменилось! Благодаря этому в Гриндельвальде пейзажи остались нетронутыми, трава высокая, деревья густые, и это место включили в список природного наследия ЮНЕСКО. Сейчас Гриндельвальд одно из самых привлекательных для туристов направлений в Швейцарии. Туда провели железную дорогу, и поезд доставляет на самую высокогорную железнодорожную станцию Европы Юнг­фрауйох от 5 до 10 тысяч туристов ежедневно. Теперь местные жители живут в основном за счет туризма.
Как считает Даниел, в Казахстане красивые горные уголки должны получить статус биосферных резерватов, где будут определены различные зоны - в одних разрешена хозяйственная деятельность (выпас скота, садоводство и т.д.), в других разрешен только доступ туристам, а третьи вообще закрыты для посещения, чтобы дать убежище диким животным.
- Биосферный резерват не требует отселения жителей из охраняе­мой зоны, предоставляет людям доступ в горы и дает возможность разумного развития горных территорий, - говорит Даниел Мазелли.
Сами же швейцарцы больше всего озабочены проблемой глобального потепления: горы реагируют на эти процессы очень чутко. Так, в Альпах повышение среднегодовых температур происходит в два раза быстрее, чем в целом в мире. Это приводит к таянию ледников, снижению водостока горных рек, изменению всей экосистемы региона.
Лорен ВАНАТ, консультант по горному туризму, огорчил журналистов - фанатов горных лыж:
- Уже сейчас в связи с тенденциями потепления на высоте от 980 до 1400 метров над уровнем моря невозможно обеспечить устойчивый снежный покров. В связи с исчезновением снега уже закрылись несколько горнолыжных курортов в Альпах, где до настоящего времени находились 35 процентов всех горнолыжных курортов мира.
Напугав всех журналистов-горнолыжников тем, что при таких темпах потепления через 10 лет в Альпах будет сложно найти место для катания, господин Ванат утешил нас презентацией новых горнолыжных курортов в мире. Кстати, в его презентации был представлен проект курорта Кок-Жайляу близ Алматы.
- Господин Ванат, а вы знаете, что в Алматы есть противники строительства этого курорта? Они считают, что на этом месте необходим национальный парк для сохранения девственной природы.
- На мой взгляд, недальновидно и неразумно запрещать людям доступ в горы, тем более когда они так близко от крупного города. Туризм - самое экологичное направление развития горных территорий. Радуйтесь, что у вас в горах не нашли полезные ископаемые…

                            Казахстанская команда журналистов-горнолыжников: Срайыл Смаил, Анастасия Наумецкая, Ирина Баженова, Андрей Кукушкин.

В Швейцарии строят небольшие горные шале,
чтобы не портить пейзаж...

...а во Франции
на горных курортах возводят многоэтажки.

Ирина БАЖЕНОВА, Алматы - Шампери - Алматы

Поделиться
Класснуть