4838

Тепловой удар

Бывший главный строитель Карагандинской области оформил дубль на коррупционном поле

Бывший руководитель управления строительства Карагандинской области Темиргали ДЮСЕНБАЕВ (на снимке) подкинул работы сыщикам из Нацбюро по противодействию коррупции. Чуть больше года назад его осудили за злоупотребление полномочиями и хищение средств при прокладке магистральных теплосетей и возведении центрального теплового пункта для ТОО “Топарские теплицы”. Да, да, того самого предприятия, которое фигурировало в громком уголовном деле экс-премьера Серика АХМЕТОВА и чьим хозяином он, по версии следствия, являлся (см. “Как воровали в Караганде”, “Время” от 7.12.2015 г.). А теперь отставного “зодчего” усадили под домашний арест по подозрению в служебном подлоге, случившемся во время строительства котельной в городе Сарани.

В обоих случаях борцы с коррупцией копнули дела давно минувших дней. Но речь идет об уведенных налево казенных деньгах, а значит, даты особой роли не играют. Важно выявление фактов финансовых махинаций. По топарским теплосетям они уже доказаны. Теперь остается дождаться окончания расследования и судебных разбирательств истории с саранской котельной. Но, похоже, у правоохранителей уже нет сомнений в том, что Темиргали Дюсенбаев причастен к хищениям госсредств при ее строительстве.
- Следственный судья Саранского гор­суда санкционировал Дюсенбаеву меру пресечения “домашний арест” сроком на два месяца. Его подозревают в служебном подлоге, совершенном во время строительства объекта, - сообщили в пресс-службе Карагандинской областной прокуратуры.
А подлог этот, как пояснили блюстители законности, привел к завышению стоимости котельной на 1 миллиард 52 миллиона 296 тысяч 800 тенге. Разница, разу-
меется, осела в чьих-то карманах. Но самое интересное, что котельную планировали сдать в экс­плуатацию еще в 2015 году, однако этого не произошло, потому что подрядчик - ТОО “Павлодарский котельный завод” - по непонятным причинам стал затягивать строительство, несмотря на упавшие на его счет бюджетные деньги.
К слову, местные власти приняли решение о появлении в городе - спутнике шахтерской столицы новой централизованной котельной еще в 2008 году, до этого дома отапливались автономно. Общая стоимость работ потянула примерно на 10 миллиардов тенге. Несколько лет ушло на составление проект­но-сметной документации и прочие формальности. Четыре года назад строители наконец приступили к ее возведению и прокладке коммуникаций к многоэтажкам. С установкой труб все прошло более-менее успешно. Зато с главным узлом как-то не заладилось.
Тем временем более сорока тысяч жителей Сарани все никак не могут дождаться качественного теплоснабжения. Сначала им обе­щали, что котельная раскочегарится на всю катушку к зиме 2016 года. Потом чиновники оценили реальную обстановку и пообещали довести объект до ума к октябрю этого года. Вину на себя за срыв строительного срока, конечно, не взяли. Технично перевели стрелки на павлодарского подрядчика и даже успели с ним пободаться перед лицом Фемиды. Суд первой инстанции и апелляционная коллегия Карагандинского областного суда обязали Павлодарский котельный завод закончить невыполненные работы. Но сказать легко…
Между тем опаздывающий с исполнением договорных обязательств подрядчик, видимо, привлек внимание контролирующих органов. При финансовой проверке вскрылись факты завышения цен на материалы и оборудование. По всей вероятности, именно так и родилось уголовное дело в отношении экс-руководителя областного управления строительства Темиргали Дюсенбаева. Кстати, вкупе с ним к ответственности привлекаются некоторые его подчиненные, а также бывшие работники Павлодарского котельного завода. Как стало известно, не так давно на этом предприятии сменился учредитель, и именно ему теперь ломать голову над тем, что делать с этим злополучным объектом.
Напоследок же напомним, на чем Темиргали Нугмановича зацепили в истории со знаменитыми топарскими теплицами. Как выяснили борцы с коррупцией, в 2012 году, будучи заместителем начальника облуправления строи­тельства, он незаконно утвердил один проект. Тогда по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” близ Топара действительно было предусмотрено строительство магистральных сетей. Но Дюсенбаев впихнул туда еще и возведение теплового пункта с насосной станцией. Хотя, по версии следствия, строить тепловой пункт и покупать оборудование для него должен был за свой счет владелец теплиц. Но вышло так, что появление нового здания оплатило государство, лишившись таким образом 321 миллиона 362 тысяч 700 тенге. Когда объект был готов, его сочли… бесхозным и передали в безвозмездное пользование ТОО “Топарские теплицы”!
Кроме того, Темиргали Дюсенбаева и его подчиненного Нурбека НУРМАГАМБЕТОВА обвинили в сговоре с Султаном УРУМБАЕВЫМ - руководителем фирмы-подрядчика “Ерсул и К”, которая прокладывала те самые трубы. Общая сумма работ составила 915 миллионов 666 тысяч 400 тенге. Так вот, предприниматель по просьбе чиновников намеренно завышал стоимость материалов и оборудования, а те спокойно подписывали акты выполненных работ. В итоге вся компания наварилась на 124,2 миллиона тенге. Деньги были обналичены Урумбаевым после того, как управление строительства перевело их на счет подконтрольной ему лжефирмы.
По окончании расследования Дюсенбаев и его подельники по-шли на сделку с прокуратурой о признании вины. Учитывая, что они погасили ущерб, в мае 2016 года Казыбекбийский райсуд Караганды приговорил каждого из них к шести годам лишения свободы условно. И вот теперь Темиргали Нугмановичу придется ответить за финансовые фокусы с саранской котельной.

Ирина МОСКОВКА, фото с интернет-ресурсов, Караганда

Поделиться
Класснуть