14620

А брал ли мальчик?

Дети известных родителей - рядом на скамье подсудимых

Дело экс-министра нацэкономики негласно называют “делом сынков”. И ведь не случайно! Например, вчера на судебном процессе чадо мажилисмена Кабибуллы ДЖАКУПОВА обвинило в организации коррупционной схемы отпрыска бывшего парламентария Валихана БИШИМБАЕВА.

Напомним, на скамье подсудимых по этому громкому делу о коррупции - 23 фигуранта. Вчера в суде допросили одного из них.
Аслан ДЖАКУПОВ еще во время задержания признал свою вину и заключил процессуальное соглашение с прокурорами. До ареста он работал зампредседателя правления АО “Байтерек DEVELOPMENT”. В его официальные обязанности входило заключение договоров со строительными компаниями в рамках программы “Нурлы жол”. А в неофициальные, по его словам, обеспечение долей в откатах.
- По поводу того, как я попал в преступную схему по получению взяток от руководителей строительных компаний, которую организовали председатель правления НУХ “Байтерек” Куандык Бишимбаев и председатель правления “Байтерек DEVELOPMENT” Бахыт ЖАКСЫБАЕВ (еще один подсудимый. - Т. Г.). Где-то летом Бахыт Жаксыбаев позвал меня в кабинет, мы прошли в ванную комнату, и он сказал: “Я с Бишимбаевым согласовал, что мы тебя берем в “тему”, начинай работать. Со строителями разговаривает Анарбай (подсудимый Дельрух АНАРБАЙ, экс-управляющий директор “Байтерек DEVELOPMENT”. - Т. Г.), а ты - общее руководство. Давайте работайте”. Принял к сведению, начали работать дальше. Я уже понял, что эта схема отлаженная и работала до моего прихода, - поведал суду Джакупов-младший.
- В августе Анарбай пришел ко мне в кабинет, - продолжил подсудимый, - и сказал, что от “Урал-Авто” принесет деньги. Через минут 20 он снова пришел и дал мне 20 тысяч долларов. Это была первая взятка, которую я получил по строительству домов. По “Шаныраку-14” осенью я получил три раза по 3 миллиона тенге. В общей сложности я получил 9 миллионов тенге, Бишимбаев с Жаксыбаевым - 18 миллионов, и по 9 и 8 миллионов получили Айтимбетов и Сариев (подсудимые экс-глава департамента Бауыржан АЙТИМБЕТОВ и экс-управляющий директор компании “Байтерек DEVELOPMENT” Газиз САРИЕВ. - Т. Г.).
В общей сложности, по словам Аслана Джакупова, от руководства ТОО “ProjectCityGroup” откат (или взятка) составил 24 млн. тенге, ТОО “Урал-Авто” - 35 млн. тенге, ТОО “Бином” - 25,5 млн. тенге и ТОО “Шанырак-14” - 44 млн. тенге.
После этих показаний пришло время задавать вопросы подсудимому Джакупову адвокатам.
Защитник Бишимбаева Салимжан МУСИН, подсчитав сумму изъятых денег во время обыска в квартире Аслана Джакупова (“Всего изъято 2 миллиона 810 тысяч тенге и 30 тысяч 100 долларов, а также 200 евро”), не преминул спросить:
- Каков источник происхождения этих сумм? Не было ли это предметом взятки?
- Нет, не было, это были мои деньги, - ответил Джакупов.
- А вот скажите: в ходе обыска было изъято много оружия - оно кому принадлежит?
- Часть этого оружия лично моя, часть принадлежит моему отцу. Все законно приобретено, в органах МВД зарегистрировано.
- Из сейфа также были изъяты ювелирные изделия - они ваши?
- Все, что находилось в сейфе, принадлежит моим родителям, - нервно парировал подсудимый.
Далее допрос бывшего коллеги продолжил Куандык Бишимбаев:
- У вас когда-нибудь был со мной личный разговор, намек, какие-то отношения, которые говорили бы о том, что существует какая-то схема в АО “Байтерек DEVELOPMENТ” и я вас вовлекаю в эту схему? Лично со мной вы работали бок о бок?
- Нет, этого не было, - заявил Джакупов.
- Все показания, которые вы сейчас дали, вам известны из моих уст или со слов Жаксыбаева? - наседал Бишимбаев-младший.
- Со слов Жаксыбаева.
- Объясните, пожалуйста (сейчас в суде звучат разные версии, я так и не услышал): вот 20 процентов, которые предназначались якобы мне, и записка, о которой говорится, - как эта записка выглядела? Там говорится о 20 процентах для Бишимбаева?
- Записки я не видел. Это я вам все говорю со слов Жаксыбаева.
- То есть я правильно понимаю, что документа, говорящего о том, о чем здесь заявляется, его фактически в природе не существует, и нигде нет документа о 20 процентах для Бишимбаева? - переспросил главный подсудимый.
- Бумаги я не видел, - вынужден был признать Джакупов-младший.

В перерыве судебного заседания нам удалось переговорить с супругой экс-министра, его общественной защитницей Назым БИШИМБАЕВОЙ (на снимке). Она объяснила, почему 10-месячное пребывание в СИЗО не потрепало ее мужа: он продолжает ходить на заседания исключительно в костюмах и белой рубашке, тщательно выбритый - в отличие от его “коллег” по скамье - и совсем не осунулся.
- Он ни в чем не виноват, поэтому выглядеть плохо у него нет причин. Он старается выглядеть бодрым, старается выглядеть прилично, так как люди привыкли видеть его таким. Но это не говорит о том, что он содержится в каких-то особых условиях. Он сидит так же, как и все в СИЗО.
- Что вы сказали детям по поводу долгого отсутствия их папы?
- У Куандыка Бишимбаева от первого брака есть сын, ему скоро исполнится 18. И у нас трое детей: три года, четыре с половиной и семь лет. С самого начала, когда произошел арест, мы решили, что детям надо сказать правду. Как впоследствии оказалось, это было правильным решением, потому что... благодаря неусыпным, просто бесконечным стараниям господина ШПЕКБАЕВА (Алика, зампредседателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. - Т. Г.), самого Нацбюро, где они в СМИ везде огульно обвиняли моего супруга. Конечно, мои дети это читают, смотрят, видят. Но из-за того, что мы приняли правильное решение, они знают, что папу подставили. Вот сегодня старший сын передал картинку для отца, отец вложил ее в свой нагрудный карман. Мы верим в справедливый суд, что он рассмотрит не только стороны людей, которых поймали с поличным, которые всячески пытаются облегчить свою участь через перекладывание вины на Бишимбаева.

Тогжан ГАНИ, фото автора и с сайта tengrinews.kz, Астана

Поделиться
Класснуть