9693

Путь Кадыргалиича

Корреспонденты “Времени” сели на велосипеды, чтобы проложить рабочие маршруты для акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА

Один на один против целого города с пробками, смогом и злыми пользователями соцсетей остался алматинский градоначальник Бауыржан БАЙБЕК. Стоило ему только заявить, что он будет в рабочее время ездить на велосипеде, так же как еще восемь десятков его подчиненных, как тут же был поднят на смех циничными алматинцами - это просто невозможно! Одно дело - кататься по перекрытым для велопробегов улицам в окружении многочисленных любителей, и совсем другое - ежедневно пользоваться двухколесным средством передвижения, сражаясь с как попало припаркованными автомобилями, чадящими автобусами и природным ландшафтом - бесконечными спусками и подъемами в гору. Мы решили прийти, а точнее приехать, на помощь Бауыржану Кадыргалиевичу и разведать, как лучше проехать на велосипедах по тем местам, куда может занести нелегкая акима города.

Существует легенда, что ни у одного из акимов Алматы нет своего собственного жилья. Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ перебрался в столицу так давно, что ему алматинская недвижимость уже без надобности. Ахметжан ЕСИМОВ, например, честно признавался, что проживает у жены. Вот и 41-летний Байбек, переехавший в мегаполис несколько месяцев назад, своим коттеджем в каком-нибудь элитном районе еще не обзавелся. По слухам, живет он в самой обычной новостройке и вместе с простыми жителями ездит в общих лифтах, и даже служебная машина забирает его с общего паркинга. Именно от этого жилого комплекса мы решили начать наш “Тур де аким”. Но сначала надо было подготовиться.
- Велосипеды я достану, - наш редакционный Винокуров, он же фотограф Владимир ЗАИКИН, подошел к заданию со всей серь­езностью. - Еще понадобятся шлемы, очки, респираторы.
- Респираторы-то зачем?
- А дышать ты как собираешься?
В итоге из всего списка мы взяли только кепку для фотографа. Ну и велосипеды.
На Калдаякова - Кабанбай батыра, куда Бауыржан Байбек приходит ночевать, нас подвозит коллега на большом джипе. Дальше мы сами. Перед отправлением делаем героические лица для фото - вот с таким боевым настроем мы собрались покорять большой город. Впрочем, первое задание не выглядит слишком сложным -
надо добраться до городского акимата, а это совсем рядом. Сразу же решаем - вверх по Калдаякова будем подниматься по тротуару. Дорога из-за канала тут узкая, а машины ездят быстро. Минут через пять после старта натыкаемся на первое препятствие - тротуар упирается в лестницу. Пандуса для колясок нет, поэтому приходится взваливать на себя велосипед. Через Дворец Республики попадаем на проспект Достык, а уже там нас ждет бонус - велодорожка вдоль улицы Сатпаева, наследие бывшего акима города. Он как будто знал, что однажды велоинфраструктура пригодится двум запыхавшимся корреспондентам. Жаль только, другие жители города понятия не имеют, что по велодорожке надо ездить, а не ходить…
- Ребята, ну она же специально красным цветом выделена, - пытается урезонить пешеходов Заикин.
Еще через метров 50 - новая группа на велодорожке.
- Вы слепые, что ли? - начинает закипать фотограф.
Весь тротуар пустой, но двум девушкам еще метров сто нужно идти именно по красной полосе.
- Берегись, тормозов нет! - истошно кричит дядя Володя, и дамы, ругаясь, разбегаются в разные стороны.
Разогнаться до нормальной скорости удается только ближе к Фурманова. В итоге делаем первую отметку - от дома акима до его работы можно доехать за каких-то 15 минут. Расстояние тут меньше двух км. В общем, ничего сложного.
Куда же может отправиться градоначальник в рабочее время? Его задача №1 сейчас - подготовка к Универсиаде 2017 года. Вот и мы решили - надо бы проверить один из ледовых дворцов, что находится на пересечении Восточной объездной дороги и Талгарской развязки. На машине из акимата туда можно добраться минут за 10-15. Но наш градоначальник, мы уверены, человек слова. Сказал, что будет ездить на велосипеде - значит, так тому и быть. Поехали и мы.
Главная трудность, с которой мы столкнулись при выполнении этого задания, выбраться на проспект Аль-Фараби. Поначалу все шло хорошо - от акимата мы выкатились на Фурманова, и две полицейские машины, запрещающие проезд обычным автомобилистам к офису мэра, велосипедистам не помешали. По улице Ганди мы прекрас­но доехали до проспекта Достык - здесь тоже есть велодорожка, которую захватили мамаши с колясками, но надо отдать им должное - из-под колес велосипедов они выскакивают быстро. А вот ближе к торговому дому “Евразия” нас ждал неприятный сюрприз. Прямо на велодорожке стояла “тойота”. Владелец машины, видимо, очень не хотел платить за паркинг, поэтому бросил автомобиль прямо на тротуаре и наглухо перегородил проезд. Ладно, мы не гордые - спешились и обошли преграду. А если бы ехал сам аким? Да еще и с начальником административной полиции? Тут бы просто штрафом не обошлось…
Кусочек проспекта Достык мы тоже проскочили довольно быстро, но вот на углу с Аль-Фараби возводят новый жилой комплекс, и строители, видимо, для своего удобства полностью уничтожили тротуар. Мы были вынуждены спешиться и катить велики прямо по дороге, уворачиваясь от дорогих иномарок, стоящих в пробке. Зато впереди нас ждало главное испытание - катание по ВОАД!
Восточная объездная появилась в Алматы не так давно, но быстро стала одной из самых любимых дорог алматинцев - ровный асфальт, ограничение скорости 80 км/ч, никаких тебе поворотов и разворотов. Но вот удобно ли ездить по объездной на велосипеде?
Сначала мы попробовали ехать по тротуару - хоть правилами это запрещено, зато на первый взгляд не так страшно. Но дорожки для пешеходов слишком узкие, а за заборчиками - обрывы на десятки метров вниз.
- На ту сторону пойдем, - решил начальник велоэкспедиции. И мы пошли - точнее, полезли. Как оказалось, наземные пешеходные переходы через ВОАД не оборудованы подъемниками. И пандусами тоже не оборудованы - даже полосок для колясок нет. Поэтому велосипеды приходится таскать на себе. Мы-то ладно - двое взрослых мужчин, прогуливающих работу. А вот каково людям с ограниченными возможностями? Им ведь без помощи на другую сторону дороги просто не перебраться. Эх, жаль что Байбека с нами нет - увидел бы своими глазами!
…Зато уже на объездной мы поехали так, как ни по одной велодорожке не поедешь. Дорога после небольшого подъема пошла вниз, и уже даже не надо было крутить педали. Фотограф Заикин сбежал куда-то далеко вперед, машины держались от велосипедов на приличном расстоянии, и можно было просто ехать, забыв на 10-15 минут о кредитах, девальвации, выборах в мажилис, летчиках-наркоманах и многом-многом другом. Это было настоящее ощущение детства - когда просто катишь прямо, ни о чем не думая и не переживая.
От акимата до нового Дворца спорта, что на Талгарской развязке, мы докатили минут за 40 и уже здесь наметили себе следующий пункт назначения - Зеленый базар. Должен же градоначальник знать, сколько стоят продукты. В конце прошлого лета, как только обвалился тенге, Бауыржан Кадыргалиевич не поленился, вышел на рынок и даже сбивал цены на помидоры. Стоили они тогда 70 тенге за кило. А какова ситуация сейчас? Поэтому мы решили - уж если прокладывать путь Байбеку, то исключительно по полезным местам.
Дорога на базар далась нам сложнее всего. Спускаться в город пришлось через Малую станицу, а это, признаться честно, далеко не объездная. Во-первых, обочины дорог утопают в жидкой грязи - видимо, время от времени тут ездят машины-поливалки, которые превращают пыль в вязкую субстанцию. А во-вторых, уж слишком много автобусов проходят через этот район. Когда едешь вдоль дороги, автобус надвигается сзади черной тенью, потом обгоняет тебя, вжимая в бордюр, а затем выплескивает в лицо клубы черного вонючего дыма.
- Говорил же я про респираторы, - ругается Заикин и снова уходит в отрыв, как велогонщики “Астаны” от допинг-контроля.
Спустившись до “Саяхата”, мы попадаем в девять кругов ада общественного транспорта. На одной остановке в 3-4 ряда теснятся огромные, похожие на динозавров и немного уступающие им по возрасту махины. Они непрерывно гудят, пытаясь выдавить конкурентов с козырных мест и при этом не растерять пассажиров, а каждый рывок заканчивается выбросом очередной порции гари в атмосферу. Проехать мимо на велосипеде - практически невыполнимая миссия. Гораздо проще уйти на тротуар и пройти этот участок пешком.
…А на Зеленом базаре мы в очередной раз пожалели, что отправились в путешествие без главного чиновника нашего мегаполиса. С тех пор как он в последний раз ездил на рынок, помидоры подорожали… в 20 раз! Капшагайские, например, стоят 1500 тенге! Так и хотелось, чтобы Бауыржан Кадыргалиевич появился сейчас рядом и задал свой коронный вопрос:
- А за 70 отдадите?
Как бы, интересно, отреагировали торговки?
В общей сложности мы потратили на катание около двух часов. Поднимаясь наверх, неплохо пропотели, спускаясь по ВОАД, немного замерз­ли. Надышались газами в Малой станице, полюбовались дорогими, словно из ювелирного магазина, овощами. Наш город, если быть честным, плохо приспособлен для велосипедистов. И пешеходы, и водители - особенно автобусов - к двухколесным транспортным средствам относятся без особого уважения и равноправными участниками городской жизни их не считают. Особенно остро это понимаешь, когда сзади нависает огромная тень, а спустя пару секунд начинаешь кашлять из-за облака дыма и пыли. Но… тем интереснее должно быть нашему градоначальнику и его 85 подчиненным, которые будут ездить на велосипедах постоянно. Если что, мы можем показать Бауыржану Кадыргалиевичу дорогу. Не зря же мы ее прокладывали!

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть