4709

Фальстарта не будет?

Что изменится для граждан в случае переноса сроков внедрения системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)? Нужно ли сейчас продолжать отчисления в Фонд соцмедстрахования (ФСМС)? Вернут ли те деньги, которые уже поступили в фонд? И стоит ли гражданам прикрепляться к поликлинике? Об этом мы поговорили с председателем правления ФСМС Еленой БАХМУТОВОЙ (на снимке).

- 15 сентября началась очередная, кстати, вторая по счету в этом году, прикрепительная кампания. К первой кампании, прошедшей минувшей весной, было приковано особенное внимание в связи с внедрением с 1 января 2018 года ОСМС: люди должны были указать свой статус (категорию занятости) в будущей системе медстрахования. Но в связи с разговорами о переносе сроков его внедрения возникают вопросы: а нужно ли сейчас идти в поликлиники прикрепляться? не лучше ли посмотреть, что будет дальше?
- Тем, кто еще не выбрал клинику, конечно, нужно это сделать. Тем более что начавшаяся 15 сентября прикрепительная кампания традиционная, она ежегодно проводится и продлится до 15 ноября. На сайте ФСМС и областных управлений здравоохранения размещена база потенциальных поставщиков, которые готовы начать работу в рамках первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В базе данных потенциальных поставщиков есть и частные клиники - сейчас их уже около 45 процентов от общего количества. Так что любой гражданин может изучить эти списки и выбрать ту клинику, в которой он хочет наблюдаться. И в данном случае не имеет значения, как в итоге будет решен вопрос о сроках внедрения ОСМС.
- Работодатели, индивидуальные предприниматели и люди, работающие по договорам гражданско-правовой ответственности, по-прежнему, несмотря на все эти разговоры, обязаны делать взносы в фонд?
- Конечно. Мы живем в правовом государстве: закон действует в нынешнем виде до тех пор, пока он не отменен или в него не внесены поправки. Это означает, что все, кто обязан направлять в фонд отчисления и взносы, должны это делать.
- В каком состоянии сейчас пакет поправок, касающийся возможного переноса сроков внедрения ОСМС?
- Этот вопрос правильнее задать Министерству здравоохранения как госоргану, определяющему политику в этой сфере.
- В таком случае ответьте, пожалуйста, на вопрос: изменилась ли работа фонда, после того как министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ заявил, что введение медстрахования может быть отложено на год-два?

- Мы продолжаем работать: формируем базу потенциальных поставщиков медуслуг, занимаемся прикрепительной кампанией, дорабатываем совестно с Министерством здравоохранения и госкорпорацией “Правительство для граждан” действующие информационные системы, планируем объявить о закупе медуслуг на следующий год. Как и было преду­смотрено, созданы филиалы фонда во всех регионах и постепенно разворачивается их деятельность, в обычном режиме работает и центральный аппарат ФСМС. Вопрос в том, как быстро мы будем расширять штат сотрудников на следующий год. Это зависит от окончательного решения по ОСМС. Согласно принятому законодательству администрировать объем гарантированной медпомощи со следующего года обязан фонд, следовательно, необходимо обеспечить готовность к этому.
Тем более что в рамках обсуждений в связи с возможным переносом внедрения ОСМС предлагается модель, при которой работодатели продолжат делать отчисления в ФСМС за своих сотрудников и в будущем году. В проекте Налогового кодекса, одобренного правительством, с 1 января 2018 года на 1,5 процента снижена ставка социального налога за счет уменьшения отчислений в государственный фонд социального страхования. Как раз эти 1,5 процента и будут направлять в ФСМС. Какая разница, куда платить, ведь в итоге нагрузка на фонд оплаты труда не увеличится.
- А остальные категории населения платить не будут? Те же самые ИП или люди, работающие по договорам гражданско-правовой ответственности?
- Этот вопрос решится позже в рамках подготовки проекта закона по переносу сроков. Будет логично: если нет выплат из фонда, значит, граждане не должны делать отчисления из своих доходов.
Когда глава государства затронул тему медстрахования, он говорил, что в первую очередь нужно разобраться с тем, как быть с самозанятыми - их, как известно,
2 миллиона 700 тысяч человек. Эти люди имеют доходы и просто не платят налоги и пенсионные отчисления? Или они нуждаются в социальной поддержке государства и им нужно помочь? Как только правительство сможет с этим разобраться, можно будет полноценно внедрить ОСМС. Ведь в целом речь не идет об отказе от системы медстрахования - она должна быть внедрена, но без спешки, с учетом справедливого подхода, чтобы не получилось, что одни граждане добросовестно платят, а другие без веских причин не платят.
- Но ведь и до выступления президента было очевидно, что проблемы возникнут именно с самозанятыми. Так же, как и изначально было понятно, что система не будет справедливой: одни будут платить, а другие нет. И эксперты говорили о том, что система недоработана и ее нужно отложить. Но тем не менее Минздрав стоял на своем и говорил, что сроки внедрения ОСМС не могут быть перенесены до тех пор, пока на эти проблемы не обратил внимание глава государства.
- Фонд вполне реально оценивал вопрос с самозанятыми и понимал, что у нас ограничены рычаги для их вовлечения в систему - они только мотивационные. Поэтому для незастрахованных граждан законодательно был предусмотрен двухлетний переходный период, когда с момента введения ОСМС они сохраняли возможность получать бесплатную амбулаторную и экстренную стационарную помощь в дополнение к базовому пакету ГОБМП. Кроме того, им была предоставлена возможность застраховаться по минимальной ставке и получить полный пакет ОСМС. Но иллюзий на предмет того, что через два года можно будет полностью вовлечь этих людей в систему, не было. Мы понимали, что для этого нужен как минимум десятилетний период.
Более того, проблема назревала давно, ведь и среди самозанятых есть люди, которые могут себе позволить платить и налоги, и пенсионные, и взносы в ФСМС, но эти люди в силу разных обстоятельств находятся вне легального оборота. Данные о них должны быть четкими и корректными - их необходимо оцифровать. Такие вопросы в одиночку не может решить ни Минздрав, ни тем более Фонд медицинского страхования. После того как проблему обозначил глава государства, к ее решению подключатся все заинтересованные стороны - не только государственные органы, но и работодатели и НПО.
- Насколько я понимаю, пока речь не идет о том, что те деньги, которые уже поступили в фонд, могут вернуть?
- Изначально не предполагалось, что в 2017 году населению будут оказывать услуги в рамках ОСМС - это должно было начаться только с 2018 года. Соответственно, те средства, которые сегодня поступают в виде отчислений и взносов, формируют резерв для обеспечения бесперебойной деятельности системы, это преду­смотрено в законодательстве. Чтобы функционировать, нужно иметь запас прочности, а его можно сформировать только за счет отчислений. Предполагается, что к 2020 году резервы должны быть не менее 113 миллиардов тенге.
- Они сформируются за счет отчислений работодателей?
- Да. Плюс это будут те средства, которые поступят в фонд в 2017 году.
- Не кажется ли вам парадоксальной ситуация, когда работодатели продолжат отчисления, но при этом их сотрудники не смогут за счет этих средств получать медуслуги?
- Работодатели делают отчисления в тот же Фонд государственного социального страхования, но не все поступающие туда платежи идут на выплаты соцпособий - примерно из половины средств формируется резерв. Это ни у кого не вызывает вопросов, это нормальная ситуация, с которой никто не спорит. Чтобы полноценно запустить ОСМС, нужна подготовительная работа: нельзя за один день заморозить работу фонда, а потом рассчитывать, что так же за один день он восстановится и начнет функционировать на высоком уровне.
Лично я ратую за плюрализм мнений: уж коли возникли сомнения, надо их разрешить и прийти к консенсусу. Тем не менее жить нужно по закону, и до тех пор, пока не приняты изменения на законодательном уровне, мы продолжаем работать в обычном режиме. Налаживаем обратную связь с населением, пытаемся сделать процедуру закупа медуслуг максимально прозрачной, учесть мнение частного рынка, вовлечь его в нашу систему. Делаем все, что мы обещали.
- Давайте предположим, что все же будет принято решение о переносе сроков внедрения ОСМС. Что это будет означать для людей? Для них, насколько я понимаю, в сфере получения медуслуг ничего не изменится?
- Они будут получать весь объем бесплатной медицинской помощи в пределах того финансирования, которое выделено из бюджета. Контракты на оказание медуслуг будут заключать фонд и филиалы на местах, они будут мониторить оказание услуг медорганизациями, работать с населением. Еще одна из их задач - правильное планирование объемов закупа медуслуг, здесь важно четко расставить приоритеты, чтобы и в деньги уложиться, и очереди сократить.
Что может измениться для людей? Они должны осознанно выбрать клинику или, если не захотят этого делать, хотя бы узнать, к какой из них прикреплены. Граждане должны знать свои права и понимать, какие услуги им должны предоставить в рамках ГОБМП. Именно поэтому Минздрав намерен сделать этот пакет более четким, таким, чтобы пациент самостоятельно мог определить, на какую бесплатную медпомощь он может рассчитывать в пределах тех средств, которые выделяет государство.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть