5958

Про ГМО, злую свекровь и болезнь Паркинсона

Наш корреспондент посетила семинар учителей русского языка, посвященный учебнику обновленного содержания

Предвосхищая нападки “заинтересованных лиц”, которые на меня могут обрушиться, спешу заметить: на этот кустовой семинар учителей мог попасть любой желающий, будь то аким, дворник или торговка с базара. В тот памятный дождливый вторник, 7 ноября, когда наши коллеги из informburo.kz разместили пропитанный революционным духом пропагандистский видеоролик (подробнее см. “От совдепского Мининформбюро”, “Время” от 9.11.2017 г.), двери алматинского Дворца школьников были открыты всем, контрольно-пропускная “рулетка” на входе была отключена.

В маленьком кабинете с тусклым светом сначала не хватало мест: учителя все прибывали и прибывали, причем заходили со стульями. Я сбилась со счета после человек тридцати. И это было неудивительно: все ждали автора нашумевшего учебника русского языка за 7-й класс Зинаиду САБИТОВУ, которая и должна была объяснить педагогам, как надо учить по нему детей. Ждали педагоги и разработчиков образовательных программ, и представителей управлений образования, и “хоть кого-нибудь из министерства”. Лукавить не буду: сгорала от любопытства и ожидания непосредственно-неформальной встречи с инициаторами нашумевших школьных реформ и я, дипломированный специалист, учитель русского языка и литературы с опытом преподавания - по тем же учебникам Сабитовой, но еще не обновленного содержания. То есть я была, что называется, своей среди своих.
Однако как только все расселись, половину собравшихся тут же добровольно-принудительно, называя по фамилии из заготовленного списка, отправили на семинар по литературе. Еще человек десять ушли сами. И вот почему:
- Сабитовой не будет, - объявила учитель из Назарбаев Интеллектуальной школы (НИШ) Марина Армановна (ее фамилию, как и других участников этого мероприятия мы не указываем намеренно).
Педагоги, удивленно переглянувшись, тут же поняли: остальных высокопоставленных и не очень лиц тоже можно не ждать.
- А зачем мы тогда пришли?! Зачем нас вытащили сюда вообще? - наперебой стали возмущаться пожилые учителя, как оказалось, приехавшие в Алматы из районов области, потратившие деньги на дорогу, пожертвовавшие рабочими часами. - Про цели и задачи учебников обновленного содержания мы и так знаем, разбуди нас ночью - расскажем!
Надев куртки и шапки, они поспешили по домам, обходя большие лужи перед Дворцом школьников.
Нас осталось человек десять, причем подавляющее большинство - учителя предпенсионного возраста! Наверное, им больше, чем молодым их коллегам, это все надо. Посыпались вопросы. И тут я стала ловить себя на мысли, что практически все эти вопросы ставил и автор нашей газеты Александр ЗАГРИБЕЛЬНЫЙ, и другие журналисты, которых на днях в уже упомянутом видеоролике обвинили в подтасовке фактов, в попытках манипулировать сознанием и чуть ли не в приемах конспирологии!
- В учебнике обновленного содержания за 7-й класс грамматики действительно очень мало. Но приходится как-то приноравливаться, делать-то нечего, - поделилась своими впечатлениями уже знакомая нам Марина Армановна. - Когда я сама училась в школе, то уроки по разделу “стилистика” занимали всего несколько часов. А теперь вся программа основана на стилистике! Грамматику и вот­кнуть-то некуда. Очень часто я даю общеобразовательные семинары и практически на всех слышу одно и то же: традиционная система образования была лучше. А как вы думаете? - обратилась она к педагогам.
- Первый месяц мы проучились по нему (новому учебнику Зинаиды Сабитовой. - Е. Т.) и поняли: упражнения идут вразрез с темой. Ну зачем детям климат, природа и ГМО, когда я должна объяснять им, что такое причастие и деепричастие? - недоумевала, отвечая на поставленный вопрос, учительница из Карасайского района. - Из учебника вообще исчезла тема наречия! А ведь именно в 7-м классе ее изучают подробно. Наши ученики пишут выпускное эссе. И если мы 11 лет будем сидеть на этой стилистике, расширяя кругозор словечками из Интернета, то как мы добьемся грамотности?
- Мы не ретрограды, - уже более спокойно продолжила педагог, - но если мы и дальше будем работать по этим учебникам, то все равно пойдем окольными путями, чтобы научить детей грамматике. У меня на столе всегда новый учебник за 7-й класс и несколько старых. Беру одну строчку из нового, а остальной материал - из старых. Но зачем тогда нам этот новый учебник?
- Я не пойму, какую цель преследовали разработчики учебника, когда они весь теоретический материал отправили в конец учебника? - подхватила дискуссию другая коллега, сидевшая на заднем ряду. - Неужели нельзя было в середине параграфа? Если я сама не могу понять, где параграф начинается, а где заканчивается, то какой спрос с детей?!
- Давайте признаем: этот учебник русского языка за 7-й класс действительно упущение Министерства образования, - решилась обобщить сказанное Марина Армановна. - Ну, во-первых, кто такая Сабитова? Она не практик!
Учителя одобрительно загалдели, закивали головами, но тут оживилась молчавшая до сих пор представитель Национальной академии образования имени И. Алтынсарина:
- Сабитова - практик, местная, алматинка, доктор филологических наук, профессор. Она всю жизнь, более 20 лет, писала учебники для 11-летней школы! Но этот учебник она писала на основе программы… - ее голос утонул в неразборчивом гуле возмущенных учителей.
- Сабитову не ругаем! Вы разве не понимаете, что все это - борьба издательств? Она - в издательстве “Мектеп”, а есть и издательство “Атамура”, и другие! - стояла на своем представитель Нацакадемии.
Педагоги взмолились: ну внесите тогда коррективы в эти программы!
- Сейчас как раз будет формироваться солидная группа из учителей-практиков, которая пересмотрит и доработает учебник, систематизирует и выстроит грамматический материал, - попыталась успокоить аудиторию представитель академии. - Потому что на самом деле грамматического материала очень мало. Можно заменить и тему ГМО, и тему ланд­шафта, которыми все недовольны.
- А зачем так сделали? Начали бы с нулевого (с нулевого класса. - Е. Т.) обновленку - и пошли бы дальше. В этом учебнике много всего лишнего! Он меня прямо нервирует! - буркнула еще одна учительница, молчавшая все это время.
Как оказалось, следование обновленным стандартам доходит до абсурда, от которого страдают учителя и дети, но никак не руководство и разработчики учебников и программ.
- Первый раз мы выполняли задание по системе СОР (суммативное оценивание за раздел, то есть оценка навыков ученика, которые он приобрел в процессе его изучения. - Е. Т.) в тетрадях, - поведала 55-летняя педагог. - Но завуч заявила: нет, вы должны делать СОР на специально распечатанных листах. Пришлось объяснить ребятам, что нужно все переписать. Провожу второе СОР, уже на листах, а завуч и говорит: оказывается, можно в тетрадях, делайте в них, так же, мол, удобнее. Это ли не издевательство над педагогами и детьми?! В программе нет единого стандарта!
Я так считаю: надо начинать обу­чение по всем обновленным программам и стандартам с завучей и директоров, - продолжила делиться своим опытом выступавшая. - Когда после курсов повышения квалификации я предложила создать в школе инициативную группу, на меня посмотрели как на дурочку. И я год билась с ними, пока завуч не прошла эти же курсы, директор не прошла эти курсы, и вот тогда они начали меня понимать. А ведь ни завучи, ни директора не берут себе классы по обновленной программе. Коллеги, я сплю всего пять часов, ложусь в два часа ночи! А все потому, что я трачу время на поиск ресурсов, ищу аналоги текстов, пытаюсь адаптироваться к учебнику и чему-то научить школьников! Ладно я - мои дети выросли, мы с мужем вдвоем, он тоже педагог. Все вечера так и проводим: за тетрадями, учебником и ноутбуком. А если учительница молодая, у нее маленький ребенок, злая свекровь - каково ей приходится работать по обновленной программе? Как она выживает? Я подняла этот вопрос на педсовете - и, представьте, меня попросили удалиться!
- Нам, как говорится в том фильме, “уже, чай, не шешнадцать”! - поддержала оратора еще один педагог. - Когда вот уже два месяца подряд спишь по четыре часа, то превращаешься в зомби. Заполняю журнал - рука трясется, ручка вываливается из рук. Мне 44 года уже - кто меня от болезни Паркинсона будет лечить?
- Да что там ручка - ложка из рук вываливается, суп есть невозможно! - нервно оскалилась другая учительница.
Выплеснув обиды, пожалев друг друга, педагоги затем успокоились и, смирившись с тем, что пока от нового учебника никуда не денешься, продолжили семинар в уже более спокойном русле.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Вместо P.S. Я вышла с этого совещания с чувством бесконечной жалости к моим бывшим коллегам, настоящим профессионалам своего дела: они не просто проводят уроки лишь бы отделаться и поскорее уйти домой, а действительно заинтересованы в том, чтобы дать знания своим ученикам. Очень надеюсь, что этот материал не станет для них очередной репрессивной мерой. А представителям из Минобрнауки и авторам новаторских учебников я бы посоветовала хоть иногда переодеваться в мирскую одежду и выходить в народ, чтобы послушать, о чем судачат простые учителя, и осознать реальный результат своих нововведений. Ведь учителя, как, впрочем, и журналисты, просто хотят ЗНАТЬ - в силу своих профессий.

Поделиться
Класснуть