3514

Так устроены звёзды...

Когда я шла на действо, которое было обозначено в программе ArtBatFest как саунд-инсталляция “Археология души”, то не представляла, что это будет.
Я знала, что оба участника этого перформанса для одного-единственного представления приехали из разных стран: Руфа БУТТИНИ - из Италии, а Константин ТИМОШЕНКО - из Болгарии. Как и что они могли срепетировать? Я думала, что это будет разговор по телефону на целый спектакль, но не монолог, как в “Человеческом голосе” Ж. Кокто, указанном в афише, а раз уж их двое, то диалог с вклинивающимися голосами, помехами и прочими звуковыми эффектами.
“Археология души” оказалась все-таки моноспектаклем. В первом персонаже я узнала одну не забытую мной героиню. Помните историю, которая произошла в тридцатых годах в каком-то заштатном городке Румынии? В городе, где единственным развлечением являются мелькающие окна дизель-экспресс-электропоезда Бухарест - Синая.
У учителя Марина (Костолевский) не было ни одного шанса не заметить хрупкую, слегка неземную “безымянную звезду” Мону в исполнении Вертинской. На ней было такое неуместное белое платье! А сама она, несмотря на всю свою взбалмошность, была такая элегантно-беспомощная, такая женственная.
Удержать такую женщину в своем захолустье у него тоже не было шансов. “Звезды никогда не уклоняются от своего пути”, - скажет он в конце.
Мне так хотелось, чтобы Мона не садилась в машину к этому цинику Козакову. “Останься, останься...” - шептала я каждый раз, когда смотрела этот фильм. А она каждый раз уезжала. Но как же трудно давался ей этот выбор.
- Что, если бы я осталась здесь? Здесь так много солнца.
- Когда идет дождь, здесь такая тоска.
Ну почему, почему перед женщиной всегда стоит этот выбор: обыденное женское счастье с тоской вперемешку или наполненная событиями жизнь, лишенная тихих семейных радостей.
Что стало бы с Моной, останься она? В самом ли деле третьего не дано? Неужели повседневность в силах печально изменить даже такую женщину, как Мона? Я никогда не переставала думать об этом. Наверное, поэтому в саунд-инсталляции “Археология души” я сначала разглядела Мону, которая осталась.
Имя героини не упоминается. Скорее всего, у нее совсем другое имя, но это неважно. Она по-прежнему необычайно стройна, изысканно угловата, но теперь уже иногда носит и черное. Она покупает обувь либо на совсем плоской подошве, либо на очень высоких каблуках. Их совершенно некуда носить. Поэтому иногда она готовит на каблуках... и тогда добавляет в блюда немного вина.
Она любит и любима. Вычитав где-то, что мамы - это ангелы на подготовке, она вовсю готовится в ангелы.
Она много занимается йогой, даже во время мытья окон и полов. Я бы даже сказала, особенно во время мытья окон и полов.
Дом ее полон солнца и песка летом. Он практически на берегу. Это уже не Румыния. “Гонимая все дальше от родины хрупкой чьей-то жестокой рукой”, по Кокто, она бросила якорь в итальянской провинции.
Но не суть. Зимой во всех захолустьях мира бывает тоскливо. Даже если ты счастлив в материнстве и личной жизни… Зимой она до сих пор думает о том, что было бы, если бы она уехала...
Уехав, она в тридцать девятом году прошлого века уже водила бы машину и брала бы в постель телефон. Однако тридцать девятый год. Смутное время. Ее дружок и, может быть, даже она сама, как-то связаны со шпионажем и КГБ. Иначе откуда такое самообладание и превосходный итальянский у женщины, которая бредит на чистом казахском: “Аспан! Аспан! Менде аспанга барамын!”
Если вы переживаете, что я выложила весь сюжет, то зря. Сюжета как такового в спектакле нет. Это всего лишь моя интерпретация. К тому же вряд ли импровизацию можно повторить слово в слово. Остается только поражаться тому, как удивительно подбирал саунд Константин Тимошенко, как точно попадали в действие звуки.
Спектакль еще необыкновенен тем, что невозможно разграничить, где Руфа Буттини играет своих героинь, а где саму себя. Так много переплетений в судьбах. Ей тоже пришлось когда-то выбирать, и она выбрала и выдюжила аскезу семьи. Но она так устроена, что даже в самой глухой глухомани, там, где нет ни одного зрителя, она будет творить, сочинять и ставить перформансы, инсталляции и спектакли. Звезды так устроены. Они никогда не отклоняются от своего пути!

Кемен БАЙЖАРАСОВА, врач, писатель, Алматы

Поделиться
Класснуть