19594

Первый баЛЛ

После окончания первой школьной четверти родители пятиклассников и семиклассников, которые в этом году перешли на новый формат обучения, схватились за голову - у многих детей резко снизилась успеваемость. Это реальный уровень их знаний или издержки новой системы оценивания? Об этом мы поговорили с заместителем директора центра педагогических измерений АОО “Назарбаев интеллектуальные школы” Айданой ШИЛИБЕКОВОЙ (на снимке). 

Признаться, я и сама одна из тех мам, которые несколько недель назад, когда в электронных дневниках появились первые итоги, не знали, что сказать своим детям. Моя дочь-семиклассница все предыдущие шесть лет была отличницей. Конечно, до этого три-четыре раза у нее проскальзывали четверки за четверть - всякое бывало. Расстраивалась. Я успокаивала: мол, не в пятерках счастье. В этот раз, глядя на других учеников, мы радовались, что нет хотя бы троек за четверть - ничего, что четверок много. Не главное это. Важнее то, что мы, родители, говорю это и за себя в том числе, так до конца и не поняли, как же эта система, в которой вообще нет текущих оценок, работает. Как высчитываются и суммируются результаты промежуточных письменных работ СОР (в них оцениваются знания ученика сразу по нескольким темам - суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть)? Почему только в конце четверти мы узнаем о том, как учится ребенок, а до этого нам не предоставляют практически никакой информации?
- Айдана Сенбековна, я сказала своей дочери, что буду брать у вас интервью. Она просила задать вам такой вопрос: зачем нам делать домашку и презентации, учить стихи, если это все равно никто не оценивает? От себя добавлю: не кажется ли вам, что та система, которую вы предлагаете повсеместно внедрить в школе, отказавшись от традиционных отметок, практически нивелирует работу ученика в течение четверти, неважно, что и как ты делал, главное - хорошо написать СОР и СОЧ.
- Это только на первый взгляд кажется, что во время урока нет оценивания. Но это в корне неверно. Оно происходит так же, как и раньше. У каждой деятельности есть определенная цель и критерии, которые говорят о том, насколько она достигнута. Другой вопрос, что поменялся формат предоставления результатов оценивания. Раньше детям говорили: тебе “три”, а ты поработал на “четыре”. Сейчас же им дают информацию, которая позволяет развиваться дальше, объясняют: вот это у тебя получается хорошо, а с этим еще нужно разобраться, делают устные замечания или пометки в дневнике и тетрадях. Получая
обычные оценки, дети не понимали, на каком уровне находятся и куда им двигаться.
- Но ведь на практике это происходит далеко не всегда. Вы сами прекрасно знаете, какая нагрузка у учителей, предметники ведут уроки не только в 5-х и 7-х классах. Вы говорите, что они должны написать какие-то замечания каждому ученику после проверки домашних заданий или классных работ. Вы думаете, это реально?
- Но они и раньше проверяли домашние работы, разрабатывали и проводили контрольные. К тому же мы не говорим, что каждый урок каждому ребенку нужно писать какие-то пояснения. В каждом классе есть дети с различной степенью подготовки, и учитель сам определяет, сколько времени и внимания нужно уделить ученикам.
Если учитель проверяет работу и видит, что ребенку не хватает каких-то знаний, он может сказать об этом устно или написать. Повторяю, необязательно делать это каждый день в большом объеме и охватывая всех - нужно действовать по потребностям.
- В том-то и дело, что те пояснения, о которых вы говорите, необходимы большинству детей, ведь лишь меньшая часть из них - отличники, и делать их нужно каждый день. Поэтому я и говорю: представьте, сколько у одного педагога в 5-м или 7-м классе учеников, сколько времени ему понадобится на то, чтобы это сделать. Что в итоге? Они просто перестали проверять домашние работы и не оставляют никаких пометок ни в тетрадях, ни в дневниках.
- Я прекрасно понимаю, что у учителей большая нагрузка. Но та ситуация, о которой вы говорите, связана не только с системой оценивания. Это и условия работы педагогов, оснащенность класса, материально-технические вопросы... Нужно сформировать среду, в которой дети будут понимать, что важнее получать знания, а не отметки.
- Конечно, с этим никто не спорит. Но не забывайте, что речь идет о детях 11-13 лет, которые привыкли получать оценки, они даже баллы по СОР сразу же пытаются в них перевести.
- Это происходит потому, что сейчас дети мотивированы только на получение оценки и делают все только ради нее. Это та психология, которая складывалась до сегодняшнего дня.
- В таком случае давайте вообще отменим оценки, если они не имеют значения. Но ведь вы же оставили четвертные, и именно на них по-прежнему все ориентируются.
- Нет, отменять оценки полностью нельзя. Есть такое известное выражение: самый худший вид оценивания - его отсутствие, поэтому мы постарались найти баланс. Я встречаюсь с родителями, и они задают мне те же вопросы, пишут в соцсетях, что за два месяца не получили никакой информации от учителей, хотя это недопустимо. Мы со своей стороны пытаемся это объяснять, но процесс идет непросто. Но нужно понять, что эта система приводит к объективному оцениванию. Раньше ученик зависел только от учителя, сейчас, когда за каждое выполненное задание начисляют баллы, у детей больше шансов получить более высокий результат.
- Оценка за четверть иногда выставляется по двум СОР и одному СОЧ, то есть по трем работам за всю четверть. Разве три оценки могут реально говорить об уровне знания ученика? К тому же СОР и СОЧ можно списать и незаслуженно получить высокий балл. Или, наоборот, переволноваться и сделать работу плохо, несмотря на знание предмета.
- Я понимаю, трудно одномоментно отследить объективность, о которой я говорю. Но нужно понимать, за счет чего она достигается. Во-первых, ребенок знает, когда у него будет суммативная работа и по каким темам и разделам. Во-вторых, СОР оценивается по специальному алгоритму, за счет которого ребенок накапливает баллы. Доля СОЧ в четвертной оценке - это только 50 процентов, вторую половину ученик накапливает, когда выполняет промежуточные работы. За счет такого подхода у него есть возможность улучшить свою оценку, даже если не все работы он выполнил хорошо.
- Может быть и обратная ситуация: ребенок старается, учит, а пришел на СОЧ, растерялся и написал плохо. В этом году ЕНТ разделили на две части, чтобы снизить нагрузку, психологическую в том числе. Зато в школе появилось СОЧ.
- Но если ребенок переволновался, как вы говорите, и плохо написал, в таком случае некую по­душку безопасности сформируют промежуточные работы, которые он делал раньше. Так мы пытаемся выдерживать некий баланс.
- Разве можно говорить о балансе, когда роль играют только несколько оценок, полученных за четверть. Он может быть только в том случае, если ученика оценивают постепенно...
- Но ведь так и происходит. И раньше было не так много оценок. Сегодня при сокращении их количества мы стремимся улучшить их качественные характеристики. Именно постепенность, последовательность и логичность - важные моменты новой системы. Просто прошло не так много времени, чтобы сложилось целостное видение.
- Во-первых, оценок все равно было больше - не три и не четыре. Во-вторых, и раньше, и сейчас большое значение имеет фигура учителя. Если он хороший, то и до внедрения новой системы старался объективно оценивать учеников, а если он... Допустим, у семиклассников в этом году появилось сразу четыре новых предмета - алгебра, физика, химия, геометрия. Если педагог плохой и толком не может объяснить тему? Детям же все равно нужно писать СОР и СОЧ. Что делать? Изучать физику самостоятельно? Это вопрос качества образования. И смена системы оценивания вряд ли кардинально на это повлияет.
- Зато дети понимают, что к ним предъявляют единые требования. Хотя, конечно, многое по-прежнему зависит от компетенции учителя. Но при этом ученики постепенно адаптируются к системе, просто этот процесс требует времени. Мы будем отслеживать вторую четверть и предполагаем, что она пройдет намного лучше, чем первая, ведь учителя и дети уже получили определенный опыт.
- Вы оценивали успеваемость в 5-х и 7-х классах после внедрения новой системы оценивания?
- Мы видим снижение успеваемости. И это ожидаемо. Пока нет каких-то конкретных данных и цифр, они могут появиться позже.
- Почему снизилась успеваемость: выявился реальный уровень знаний учеников, учителя стали работать хуже, дети и педагоги не успели адаптироваться к новой системе?
- По всем тем причинам, которые вы перечислили. Система реально демонстрирует то, как работают учителя, реализуются учебные программы, и говорит о качестве знаний наших детей. Это не картинка на бумаге, это то, что мы имеем на самом деле. Мы будем следить за ситуацией дальше и, возможно, потом сможем сказать, в чем была причина снижения успеваемости. Нужно понимать, что новое - это определенный дискомфорт. Думаю, что успеваемость будет повышаться от четверти к четверти, но главное, чтобы качество знаний стало лучше.
- Наверное, вас уже не раз спрашивали: зачем было внедрять новую систему в старших классах? Оставили бы ее только для первоклассников, для них это не было бы таким стрессом.
- Я не согласна с таким подходом, потому что как мать желаю своему ребенку лучшего - если есть возможность внедрить что-то передовое, нужно это сделать. Не должны дети учиться ради оценки. Думаю, что, получив опыт выполнения СОР и СОЧ, они начнут перестраиваться и по-другому к этому относиться. Ведь детей постарше этим уже не замотивируешь... Этот опыт нужно получить, чтобы развиваться дальше. Все мы прекрасно понимаем, что любое оценивание, тем более новое, предполагает эмоциональное напряжение. Пройдет еще чуть-чуть времени, и учителя, родители и дети поймут, что это более объективная, эффективная и понятная система.

Оксана АКУЛОВА, фото из архива Айданы ШИЛИБЕКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть