1604

В суд - по смартфону

Теперь у граждан Казахстана появилась прекрасная возможность судиться с нерадивыми чиновниками, соседями, разводиться, устанавливать виновника ДТП или делить имущество и даже давать показания по уголовному делу через мобильное приложение в своих гаджетах. Судебная система целиком переезжает в виртуальное пространство и внедряет современные технологии.
Накануне Верховный суд страны презентовал свой ситуационный центр - единую систему мониторинга работы судов в режиме реального времени. Он позволяет вести круглосуточный сбор и анализ актуальной судебной информации, поступающей из 370 судов страны более чем по 700 показателям.
Перед демонстрацией своего ноу-хау судьи показали журналистам, как работает система аудио- и видеофиксации, конференц-связь судов с госорганами, тюрьмами и следственными изоляторами. Эти технологии уже давно опробованы судами, всего по стране 1418 залов имеют эти возможности. Более того, многим известно, что существует и электронный протокол. Кстати, установленные системы в зданиях уголовно-исправительных учреждений позволяют рассматривать уголовные дела, не выводя подследственных или осужденных из мест заключения, что упрощает работу и жизнь не только судьям и работникам КУИС, но и самим гражданам.
Сейчас, по информации руководства Верховного суда, жителям необязательно ездить в другие города и принимать участие в судах, достаточно прийти в суд по месту жительства, вас там свяжут с процессом, и через камеру можно дать показания. Более того, это можно сделать через современные мобильные устройства, имеющие выход в Интернет, из дома, офиса, другого города, в том числе из-за границы.
Похвастались в хорошем смысле этого слова служители Фемиды и успешной работой системы “Талдау”. Через единый сайт Верховного суда действует сервис “Судебный кабинет”. Зарегистрировано более 180 тысяч пользователей этой опции, ежегодно на сайтах судов выкладывается в свободном доступе более одного миллиона дел. Количество уникальных посещений сайта Верховного суда составляет около 150 тысяч в месяц. Через “Судебный кабинет” все заинтересованные стороны и их адвокаты, а также прокуроры и работники правоохранительных органов ведут онлайн-переписку с судом и получают материалы в электронном виде.
Но самое интересное - это, конечно, ситуационный центр. Работники центра имеют возможность наблюдать за любым открытым процессом в стране и видеть работу всех участников суда. Кроме того, следить за документооборотом и исполнительской дисциплиной всех 5000 работников судебной системы. Генеральная прокуратура пользуется этой системой, чтобы видеть, как работают прокуроры на заседаниях. Судьи признаются, что это дисциплинирует всех, в том числе и их самих, стараются хорошо выглядеть, потому что постоянно в прямом эфире.
Поступающая в ситуационный центр информация сегментируется на четыре блока: контроль работы всех канцелярий по регистрации и обработке документации, слежение работоспособности всех серверных компонентов системы “Төрелік”, блок по защите от кибератак и случайному уходу персональных данных граждан, а также блок по мониторингу работы всех залов судов.
Вся система ситуационного центра интегрирована с 32 республиканскими базами данных, что позволяет в оперативном режиме суду запрашивать любую информацию по юридическим и физическим лицам во время судебного расследования. То есть человеку достаточно прийти в суд с удостоверением личности.
Примечателен и еще один факт. Вся система и компьютерная программа - это синтез существующих систем, софт разработан самими IT-специалистами суда и казахстанскими разработчиками. Все это обошлось в 108 миллионов тенге, причем из сэкономленных средств Верховного суда.
 

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Астана

Поделиться
Класснуть