7686

Шаг назад, два - вперёд

В Казахстане упразднят местную полицейскую службу

Парламент приступил к рассмотрению законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел”. Согласно документу регио­нальные ДВД и подразделения МПС будут объединены в единую структуру - департамент полиции. Таким образом, можно сделать вывод, что власти признали неудачным опыт разделения в 2016 году местных правоохранительных органов на двуглавого змея.

О том, что так, скорее всего, и произойдет, мы предположили еще минувшим летом (см. “Имитация децентрализации”, “Время” от 9.8.2017 г.). Тогда предложения поправок в законодательство об ОВД были выложены в Интернете в открытом доступе для общественного обсуждения, но их заметили, видимо, далеко не все. В основном те, кому они предназначались, - правоохранители, юристы и парламентарии.
В мажилис поступил именно тот проект поправок, который предусматривает объединение департамента внутренних дел (ДВД) и местной полицейской службы (МПС) с обозначением вновь созданного подразделения как “департамент полиции” в единой системе органов внутренних дел с подчинением МВД.
По сути, это означает, что местная полиция или не смогла, или не захотела добиться улучшения криминогенной ситуации на местах, на что очень надеялись активисты гражданского сообщества.
Такой конец реформы был вполне ожидаем, и член общественного совета Алматы Марат ШИБУТОВ предсказывал его со страниц нашего издания еще в мае (см. “Реформа из трёх букв”, “Время” от 30.5.2017 г.). По его словам, МПС за 2016 год умудрилась меньше зарегистрировать правонарушений, но даже при такой статистике не смогла выйти хотя бы на раскрываемость 2015 года (в 2015-м в южной столице из 73,5 тыс. зарегистрированных преступлений не было раскрыто 52 тыс., а в 2016-м из 69 тыс. зарегистрированных не раскрыто 54 тыс.).
- МПС нужно было обеспечивать технически, выделять ей здания, она не должна была находиться под крылом ДВД. Двойное подчинение МПС акимату и ДВД не пошло на пользу, - полагает Шибутов. - В Алматы, исходя из населения, нужно вдвое увеличивать количество участковых, но местная власть не имеет права вносить изменения в штатное расписание. Хотя в мегаполисе, наладив работу эвакуаторов и патрульной полиции, можно одними штрафами компенсировать затраты на увеличение численности подразделений, которые как раз и должны заниматься противодействием и профилактикой преступлений мелкой и средней тяжести. Большинство же из них происходит в быту и на наших улицах.
Шибутов считает позитивным предлагаемое новшество о том, что назначать руководителей местных департаментов полиции будет аким региона по представлению МВД. По словам эксперта, это позволит местной власти активно участвовать в соблюдении на должном уровне правопорядка на вверенной ей территории, требуя исполнения своих поручений. Хотя на практике назначенцы акимов, как и все люди в погонах, замечает собеседник, в первую очередь будут исполнять приказы своего непосредственного начальства.
С другой стороны, есть на­дежда, что вводимые в два кодекса и пять законов поправки позволят местным органам власти напрямую финансировать департаменты полиции, что будет способствовать решению целого ряда проблем правоохранительных органов.
Интересно еще и то, что делегированное акимам право назначения на должности (из предложенных министром внутренних дел кандидатур) не предусматривает обратного процесса: освобождение от должностей утвержденных акимом полицейских начальников остается прерогативой МВД.
Кто-то, возможно, не удержится от аналогий с неудачным опытом создания в середине 90-х самостоятельного Государственного следственного комитета (ГСК). Не в этом главное. Важнее то, что власть и в этом случае сумела признать свою ошибку и довольно быстро ее исправляет.

Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть