6322

Кадры для галочки?

Вездесущий глава комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры страны Багдат МУСИН (на снимке), возможно, сам того не ведая, обнажил обратную и - прямо скажем - не лучшую сторону одного из любимых коньков министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА (на нижнем снимке).

В своем посте в соцсетях “Откуда брать кадры для цифровой экономики?” самый активный сотрудник главного надзорного органа затронул проблему массового вовлечения молодежи в систему высшего образования (орфография и стилистика сохранены):
“Где-то слышал такую информацию, что сейчас учится в стране около 100 тыс. студентов на специальностях, так или иначе связанных с IT-сферой.
Цифра может и впечатляет, но надо признать, что у нашей молодёжи, скорее всего, сыграл культ Образования (иметь диплом), а не культ Знаний.
Что я имею ввиду под этими культами?
Мы почему-то “тарабаним” по 4 года, а то и по 5 лет, не для того, чтобы реально получить знания, а, чтобы просто взять диплом...
Я до сих пор помню, как говорил мой дедушка “қағаз керек!”, то есть нужна бумага... и многие учились чтобы получить дипломы, в виде картонки, бумажки.
А что есть в голове? И что взятое с Университета ты применишь на практике не понятно”.
Вот так - удар не просто в голову, а сразу в глаз! Уже даже в Генеральной прокуратуре страны, у которой и без того своих забот “полна коробушка”, озабочены зав­трашними трудовыми буднями казахстанской молодежи с “вышкой”. Но только не глава Минобра! Г-н Сагадиев, как и в прошлом году, продолжает гнуть свою линию - чтобы как можно большее количество молодых людей обу­чалось в вузах, выходя из них с заветной корочкой. А что же с их трудоустройством? А ничего, уверен министр, мы же самые умные, мы всех перехитрим: ведь наши “дипломанты” не нуждаются в трудоустройстве, потому что они сами (!) будут создавать рабочие места!

“В целом, как и другие страны, мы должны стремиться к высокообразованному обществу. За последние 40 лет количество студентов в мире увеличилось в шесть раз. Ежегодно в вузы поступают по всему миру более 150 млн. человек. За последние десять лет этот показатель увеличился на 50 процентов. В США принята инициатива президента по увеличению населения с высшим образованием с 40 до 60 процентов к 2020 г.
...Мы понимаем, что, возможно, не все выпускники вузов в дальнейшем будут трудоустроены... Привязывать высшее образование к количеству рабочих мест в обществе справедливо только с точки зрения государственного финансирования... Вопросы образования не должны быть напрямую связаны с обязательным трудоустройством. Масштабная безработица в результате глобальных экономических потрясений ни в одной стране не должна вызывать массовую безграмотность. Казахстану предстоит обеспечить рост малого и среднего бизнеса, соответственно, мы понимаем, что из 100 выпускников вузов 4-5 обеспечивают рабочие места остальным. Сокращение высшего образования, соответственно, приведет к сокращению рабочих мест”.

Вот так (по тексту выделено нами. - Н. И.), смело и безапелляционно, заявлял Ерлан Сагадиев весной прошлого года.
А вот так он говорил, выступая с различных высоких трибун, включая парламентскую, не далече как в этом году, ратуя за “высше-образованное” общество:
“В России доля населения с высшим образованием превышает данный показатель в Казахстане на все население РК, то есть у них на 18 млн. человек с высшим образованием больше. А мы находимся в едином экономическом пространстве. В Китае - 55 млн. выпускников школ, 8 млн. выпускников вузов. И они собираются эту цифру утроить”.
“... завтра будем в одном экономическом пространстве с Китаем, где ежегодно выпускается с высшим образованием одно население Австралии (более 24 млн. человек). И они считают, что этого мало, и собираются увеличить долю образованного населения в четыре раза, чтобы конкурировать с американцами”.
“В целом все страны берут курс на отметку: 50 процентов трудоспособного населения должно быть с высшим образованием для экономики нашего времени. У нас на сегодня 34 процента соответственно, если посчитать - не хватает 1 миллиона человек”.
“Мы не готовим специалистов с высшим образованием по спискам акиматов, мы готовим высокообразованную нацию. Сегодня один ученый или небольшая группа может создать новую научную отрасль. Роль человеческого капитала в конкурентоспособности государства сегодня составляет 70 процентов”.
В общем, смешалось в кучу все: общий мировой прогресс, география и геополитика, Китай, США, Россия с их мощными экономиками и развивающийся Казахстан, абсолютные цифры и проценты, образование и образованность, ученый и рабочий, диплом и “корочка”... Не хватает, наверное, только одного - здравомыслящего, расчетливого подхода к проблеме, чем и должна отличаться речь министра, возглавляющего одну из стратегических отраслей, какой является сфера образования.

Кстати, один из бывших министров образования и науки, а ныне сенатор Бакытжан ЖУМАГУЛОВ (на снимке), чтобы (его цитата) “не получить перегрев экономики невостребованными кадрами” (возможно, памятуя о лихо безумных 90-х, когда при резком росте вузов и студентов также стремительно упало качество подготовки специалистов), пытался оптимизировать систему высшего и - что очень важно! - среднего профессионального образования. Но сегодня, увы, мы возвращаемся на круги своя и наступаем на вчерашние грабли...
“По большому счету, дело не в том, на каком этапе ты закончил процесс учебы: после школы, колледжа или вуза, важно качество твоих знаний и навыков, будь ты сантехник или ученый. А вот с этим в наших палестинах большие проблемы, включая организацию ЕНТ. Вот и текут мозги за бугор” - так заканчивался мой материал “Корочки” для галочки” (см. “Время” от 22.3.2016 г.). Не отказываясь ни от одного из этих слов, сегодня я только добавлю: а еще наши мозги бегут за бугор от сумбурных реформ в образовательной сфере и слишком дорогой платы за обучение, которое не стоит таких вложений.
“Так вот (...) получить “5 - отлично”, и полностью, и правильно понять предмет так, чтобы знать, как и где он пригодится мне в реальной жизни - это разные вещи! - резюмирует свой пост глава комитета по правовой статистике и спецучетам ГП Багдат Мусин. - Так откуда брать кадры для Цифровой экономики?! Ответ будет в следующем посте”.
Будем ждать. Авось, получим ответ и на наши вопросы: а насколько нужны нам “корочки” для галочки? и кто ответит за будущее безработное поколение казахстанцев с высшим образованием?

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Ссылки по теме:

“Чему-нибудь и как-нибудь?” - “Время” от 2.12.2015 г.

Вот бы сразу всё познать - пусть меня научат!” - “Время” от 12.3.2016 г.

“Корочки” для галочки” - “Время” от 22.3.2016 г.

Поделиться
Класснуть