10471

Земляная культура

Позиция Ертысбаева заставила слиться киношников в единый лагерь даже давние противники объединились перед лицом общей опасности. Например, председатель Союза кинематографистов РК Игорь ВОВНЯНКО и президент АО “Казахфильм” Сергей АЗИМОВ написали премьер­министру Кариму МАСИМОВУ письмо. Так, мол, и так, в очередной раз назрел конфликт между министром культуры и здравым смыслом, просим принять срочные меры.

Повод для раздумий у них подходящий: не так давно президент страны заявил, что не позволит продавать земли “Казахфильма”, а министр культуры взял да и позволил, пусть пока виртуально. И это тот самый министр, который всегда вроде бы поддерживает курс главы государства, откровенно называя его отцом нации.

Поэтому кинематографисты страны обратились с открытым письмом и к президенту страны: под текстом подписались как независимые кинематографисты, так и работники студии. Интересно, что в оппозиции Ертысбаеву оказался и режиссер Сламбек ТАУКЕЛ. Интересно это тем, что Сламбек Тлеукабылулы совсем недавно говорил о том же, о чем говорит Ермухамет Кабидинович: надо, мол, строить новую студию, а старую сносить. Не поддерживаю я министра! ответил нам на это Таукел. Да, я за создание новой цифровой студии, но не в ущерб существующему кинопроизводству. Где это видано, чтобы старую студию уже снесли, а новую еще не построили? Когда был перенос “Казахфильма” с улицы 8 Марта, многие тоже возмущались. Но мы въехали в практически готовый кинокомплекс, подготовленный к работе. И в результате выиграли все. И еще меня удивляют расчеты министра: как так может быть, что стоимость проданной земли (Ертысбаев планирует выручить от продажи 16 “казахфильмовских” гектаров около 300 миллионов долларов. Т.Б.) оказалась практически равна стоимости постройки новой студии? Где расчеты? Где бизнесплан? А что это за эксперты, на которых ссылается министр? Откуда они? Я спрашивал по своим источникам, никто не в курсе, откуда эти специалисты. В общем, вопросов у Таукела больше, чем ответов. Года три назад он сам вносил предложение о создании электронной студии в арендованных помещениях, но, по его подсчетам, для этого требовалось около 100 тысяч евро. Пусть даже с учетом того, что новый “Казахвуд” будет работать в заново построенных зданиях, непонятно, откуда взялась цифра 300 миллионов долларов.

Я не пойму, зачем модернизировать “Казахфильм”?задает еще один вопрос режиссер Амир КАРАКУЛОВ. Что там устарело? Почему этот вопрос вообще поднялся модернизировать его или переносить? Там очень хороший цех звукозаписи, там два хороших павильона. Просто нужно свет поменять на более современный, а в звукоцехе поставить систему Dolby. Так это два миллиона долларов от силы. Пять фильмов в год “Казахфильм” и так делает, а больше нам не нужно. Здесь не Америка. Просто нужно деньги не брать, а отдавать. Почему бы не сделать на территории “Казахфильма” современные кинозалы, кинопарк для детей, музей хороший? На такой территории это все можно организовать. Но это же невыгодно чиновникам! Им выгодно продать, навариться на продаже и потом еще на стройке навариться. Теперь попробуем подсчитать. Наш министр, к сожалению, не дает общественности ни расчетов, ни отчетов. Хотя кто знает, может, это и справедливо: он ведь и самому себе часто отчета не дает. А вот по словам одного человека, не чуждого как строительству, так и кинопроизводству, полная модернизация “Казахфильма” с установкой самого современного оборудования и постройкой павильона мирового классса площадью пять тысяч квадратных метров обойдется максимум в 40 миллионов долларов. После таких инвестиций “Казахфильм” станет вровень с самыми продвинутыми студиями мира.

задает еще один вопрос режиссер Амир КАРАКУЛОВ. Что там устарело? Почему этот вопрос вообще поднялся модернизировать его или переносить? Там очень хороший цех звукозаписи, там два хороших павильона. Просто нужно свет поменять на более современный, а в звукоцехе поставить систему Dolby. Так это два миллиона долларов от силы. Пять фильмов в год “Казахфильм” и так делает, а больше нам не нужно. Здесь не Америка. Просто нужно деньги не брать, а отдавать. Почему бы не сделать на территории “Казахфильма” современные кинозалы, кинопарк для детей, музей хороший? На такой территории это все можно организовать. Но это же невыгодно чиновникам! Им выгодно продать, навариться на продаже и потом еще на стройке навариться. Теперь попробуем подсчитать. Наш министр, к сожалению, не дает общественности ни расчетов, ни отчетов. Хотя кто знает, может, это и справедливо: он ведь и самому себе часто отчета не дает. А вот по словам одного человека, не чуждого как строительству, так и кинопроизводству, полная модернизация “Казахфильма” с установкой самого современного оборудования и постройкой павильона мирового классса площадью пять тысяч квадратных метров обойдется максимум в 40 миллионов долларов. После таких инвестиций “Казахфильм” станет вровень с самыми продвинутыми студиями мира.

А Ертысбаев называет, как вы помните, немного другую сумму 300 миллионов долларов. То ли потому, что он равно чужд как строительству, так и кинопроизводству, то ли просто знает, что нет ничего для чиновника дороже, чем родная казахстанская земля. Особенно в южной столице, особенно выше проспекта АльФараби.

А еще эта земля очень удобна для того, чтобы пускать пыль в глаза.

Между тем недавно “Казахфильм” презентовал новую лабораторию обработки пленки самую современную в Центральной Азии. Обошлась она в 1 миллион долларов бюджетных денег. И уже вроде бы начала отрабатывать затраченные на нее средства чтобы проявиться на ней, приезжают даже иностранные режиссеры. Так вот, такую технику, как объяснили специалисты, нельзя переносить с места на место она монтируется один раз и делается в одном, эксклюзивном, варианте. Перевезти лабораторию и заново смонтировать на другой территории нереально. Это, как заметил Сламбек Таукел, не телевизор. А Лейла АРАНЫШЕВА утверждает, что для технических процессов нужна чистейшая вода, и для очистки жидкости на “Казахфильме” установлено необходимое оборудование. Кто будет его монтировать в “Казахвуде” и есть ли еще такие спецы непонятно.

Непонятно также, что будет с запущенными и незаконченными на “Казахфильме” проектами. Как их будут доснимать, если студию снесут уже в августе? Кто будет в ответе за просрочку сдачи картин?

Ертысбаев хочет перенести “Казахфильм”, чтобы землю крестьянам отдать, как писала ваша газета,

говорит режиссер Дамир МАНАБАЙ. Но вообще это глупость чистой воды. Естественно, “Казахфильм” закроют. А вот новую студию не построят, вот увидишь. Как только снесут, так сразу “Казахфильм” станет никому не нужен. Это оптимисты могут верить, что вместо старой компании получат современную. Я не из их числа. Ну и наконец, хотя у нас на это обычно не принято обращать внимания никто не спросил мнения тех, кого напрямую касается снос или перенос “Казахфильма”. Именно от этого киношники в ярости. В письме президенту так и говорится: “Из выступления министра культуры и информации следует, что проектные документы готовы, ликвидация старого комплекса и строительство нового намечаются в ближайшее время. Следовательно, вопрос практически решен без согласования с кинематографической общественностью?!”.

Напоследок я позвонил одному толковому человеку, который давно разочарован в казахстанской системе как киновничества, так и чиновничества.

И спросил его: “Почему же вы не возмущаетесь, не устраиваете митинги и пикеты?”

А он ответил притчей­анекдотом:

Однажды старый раввин решил жениться на совсем молодой девушке. И вот наступает первая брачная ночь. Молодая жена волнуется и стеснительно обращается к раввину: “Скажите, я не знаю мне раздеться или лечь в постель одетой?”. Раввин отвечает: “Дочь моя, раздевайся ты или ложись одетой итог будет один и тот же”.


Тулеген

БАЙТУКЕНОВ,

тел. 2597196,

tulegen@time.kz



Поделиться
Класснуть