8394

Не берите в голову

Не берите в головуВ начале лета известный алматинский рекламщик Серик БУКСИКОВ вдруг ощутил острое желание заняться чем-нибудь еще, кроме одурманивания владельцев потребительских корзин. Желание трансформировалось в красочный поп-арт - создание художественных полотен по мотивам реальных фотографий и рисунков. Больше, чем поп. Не меньше, чем арт.
“Выставляется” Серик пока только в Сети, хотя его работы служили фоном для литературных чтений с участием Каната ИБРАГИМОВА и Владимира РЕРИХА. Но 25 сентября Буксиков выйдет к народу, чтобы показать картины на тему “Искусствизация коммерции” - в пику вечному вою о коммерциализации искусства.

- А как же реклама - водка и сигареты, стиральные порошки и чипсы?
- Реклама - тоже творчество, но она со временем вызывает утомление и внутренний конфликт между тем, что ты делаешь, и тем, к чему стремится душа. Конфликт ищет какой-то выход. У меня он нашелся. Теперь я с 9 до 6 сдаю свой мозг в аренду рекламному агентству, а в остальное время творю для себя.

Не берите в голову- То есть раньше ты пиарил алкоголь и сигареты, а теперь решил взяться за себя.
- Можно и так сказать. Мои внутренние желания прорвались наружу именно после того, как я 15 лет проработал в рекламе. Не будь этого опыта, может, и картин этих сейчас бы не было.

- Почему именно поп-арт?
- Потому что его у нас нет. Поп-арт, по сути, мертв. В прошлом году судьба долбанула меня по всем чакрам, после чего я сел и задумался о своем предназначении. Пришел к выводу, что надо собой заполнять некие пустоты в социуме, а не просто зарабатывать деньги. Это обязанность, данная мне для гармонии с внешним миром. А когда в начале двухтысячных меня назначили креативным директором одного международного агент­ства, я про все это забыл. Потом опять получил сверху по башке. И окончательно понял, что необходимо делать вещи, насыщенные общественно значимым смыслом. Несмотря на высокопарность этих высказываний, приходит время и осознаешь некоторые вещи на собственной шкуре. Понимание этого и дает внутренний рост.

Не берите в голову- Что за вещи-то?
- Например, я увидел в Интернете очень знаковый визуальный образ: красивую девушку вяжет ОМОН. Реальная фотография, не постановочная, но поражающая своей монументальностью. Как будто фотограф несколько месяцев выверял композицию. Я сразу перенес фотографию на холст. Знаешь, происходит какая-то мутация образов. Я помню открытки из детства на 23 февраля. На них было много воинов (пехотинец, моряк и летчик) - защитников Отечества. Так вот на картинке из Интернета много тех же самых лиц. Только они уже не защитники, а агрессоры по отношению к собственному народу. Причем именно женской его части. Современное взаимодействие инь и ян, женского и мужского начал. Примеров уже так много, что на эту тему можно делать цикл работ.

- Скорее, это взаимодействие женщин, мужчин и ментов.
- Менты - экстракт современной ситуации, где тот прав, у кого кулак больше. Заметь, как изменился в нашем обществе архетип принца на белом коне. Сейчас под принцем подразумевается человек, обладающий физической силой, дорогой машиной и “бабками”. А куда подевались благородство и справедливость? Исчезли.

Не берите в голову- Но достоинство же осталось! Вот и у тебя на картине девушка принимает его за чупа-чупс... Люди уже возмущаются, между прочим.
- Ты про то, как девушка минет делает? А почему они не возмущаются сериалом “Секс в большом городе”? Нет в картине никакой пошлости, это надуманное понятие. Вообще, ты бы лучше обратил внимание на фон изображения. Я показал город, показал его брутальность, его бездушие и “бетонность”.

- Редкий читатель долетит и до середины этого абзаца - расскажи лучше, что ты хотел сказать не фоном, а центральной фигурой.
- В городе женщине приходится выживать. Либо за счет интеллекта, либо умением манипулировать мужиками. Соответственно, те сказки, которые ей рассказывали в детстве про алые паруса, искажаются, а представления ломаются. Ценност­ные ориентиры меняются, а вслед за ними и модель поведения.

- То есть в современном казахстанском обществе женщине ничего не остается, кроме как взять в голову?
- Совершенно верно. Я собираюсь и дальше развивать эту тему, хочу показать взаимоотношения между патриархальностью нашего общества и женским началом. Здесь отношения переходят в другую плоскость - плоскость подчинения. У нас же андрогинное управление государством. И символика носит такой же характер: монумент Независимости, Байтерек... В то время как национальные орнаменты тяготеют к полостям, округлостям. Мне интересно дать культурологическое толкование тому, что я вижу. С другой стороны, очень интересно - сохранится ли нышешний стиль, если следующим президентом будет женщина...

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть