10966

Приказано выживать!

Поправки в законодательство о военнослужащих и их социальном статусе, опубликованные 25 февраля, вызвали в воинской среде настоящий ажиотаж: с 1 января 2013 года вместо положенного государственного жилья военные пенсионеры будут получать денежную компенсацию. Ухудшение положения людей в погонах, независимо от того, где они служат, подтвердил нам и заместитель председателя Совета генералов РК, генерал-майор запаса Махмут ТЕЛЕГУСОВ.

- До принятия нашумевших поправок военные жили по двум законам - “О воинской обязанности и воинской службе” и “О статусе военнослужащих и членов их семей”, - говорит генерал Телегусов. - Теперь эти законы объединены в один под общим названием “О воинской службе и статусе военнослужащих”. Заметили, что исчезло понятие “члены семьи военнослужащего”? Наспех принятые поправки не только не улучшили социальное положение военных, но намного их ухудшили. Во-первых, новый закон противоречит Соглашению между государствами СНГ, подписанному главами государств в 1992 году, и Конституции Казах­стана. Через 10-15 лет мы получим такое социальное напряжение в среде военных, что на его разрешение не хватит ни средств, ни политической воли.

- Что конкретно вызывает особое недовольство?
- Воинская служба это особый вид госслужбы, ограничивающий в правах не только военнослужащих, но и членов их семей. Например, из-за постоянного скитания по воинским частям жены и дети офицеров не могут работать по специальности, а значит, не имеют пенсионных отчислений для обеспечения собственной старости. Кроме того, военные и члены их семей не имеют постоянной пропис­ки, а значит, не вправе претендовать на ипотечное жилье. В конце концов, на военных не работают ни государственная жилищная программа, ни программа занятости.

- Неужели до принятия поправок льгот было больше?
- Разумеется. Военные пенсионеры, уволившиеся в запас с выслугой 20 лет и более, могли бесплатно приватизировать служебное жилье. Теперь такого права у военных, начавших службу после 1 января 1998 года, нет. Максимум, на что они смогут рассчитывать, это денежная компенсация в размере 20-30 должностных окладов в зависимости от выслуги и звания. В денежном выражении это составит от 3 до 5 млн. тенге. А теперь представьте, что в силу разных обстоятельств человек не дослужил до 20-летнего срока и уволился по состоянию здоровья на год раньше или, что еще хуже, умер или погиб. В таком случае его семья останется вообще у разбитого корыта!
В 2009 году, по итогам масштабного социологического исследования, проведенного Советом генералов, мы предложили правительству принять отдельную гос­программу по обеспечению военнослужащих жильем и земельными участками под ИЖС. Тем более что 90 процентов войсковых частей находятся в небольших поселках, где нет проблем со свободной землей. Но уже третий год наше предложение скромно замалчивается.

- По всей видимости, на это у силовых ведомств просто нет средств?
- Дело не в деньгах. В распоряжении Министерства обороны, например, достаточно земель, не используемых по назначению даже в больших городах. В Алматы в Алатауском районе с 2006 года пустует 30 гектаров земли, где можно построить дешевое жилье и заселить туда 3,5 тысячи военнослужащих. Мы третий год поднимаем эту проблему, а нам отвечают: стройка начнется после 2015 года. А между тем число бесквартирных военных растет.
Сейчас это число перевалило за 10 тысяч. У каждого - семья, а заселять их некуда, поскольку служебное жилье, состоящее на балансе силовых структур, за 20 лет занято военными пенсионерами и офицерами, имеющими выслугу более 15 лет.

- И как теперь люди выкручиваются?
- Право на служебное жилье в законе прописано для солдат и сержантов контрактной службы, их число во всех ведомствах перевалило за 100 тысяч! А поскольку такого количества жилых квадратных метров у государства нет, все они вынуждены арендовать жилье у гражданских лиц. Но теперь эти затраты будут компенсироваться государством. По нашим расчетам, в месяц наем жилья будет стоить казне 4 млрд. тенге. В год это 50 млрд. тенге. За 25 лет воинской службы выплата составит 120 должностных окладов, которые уйдут частным лицам. Но ведь можно же обернуть эти бюджетные деньги на пользу тем же военнослужащим. Например, 60 из 120 окладов предоставить в виде льготного кредита на строительство собственного жилья, а остальные использовать на повышение денежного содержания.

- Внесены ли коррективы в пенсионное законодательство, по которому военнослужащие, как и гражданское население, пенсию себе обеспечивают за счет отчислений?  
- Пока нет. Но до конца первого полугодия по поручению президента правительству изменения должны быть разработаны. Мы предложили Министерству труда и соцзащиты населения создать центры социальной адаптации военнослужащих по принципу центров занятости, которые могли бы выполнять сразу четыре задачи: переквалификацию военных пенсионеров, обеспечение их рабочими местами и льготными кредитами, а также обеспечение их доступным жильем из государственного фонда. На днях за подписью вице-министра Биржана НУРЫМБЕТОВА пришел ответ. Трудовики предлагают в качестве альтернативы на эти цели использовать военно-технические школы (ВТШ) Минобороны, бывшие ДОСААФы. Мы с таким подходом не согласны, поскольку ВТШ не имеют дислокации рядом с войсковыми частями, где живут военные пенсионеры. Плюс они не решат все четыре задачи. А если бы и решали, то их деятельность распространяется только на пенсионеров Минобороны, а куда пойдут пограничники и полицейские? В общем, мы уже давно поняли, что морально-боевой дух вооруженных сил совершенно перестал интересовать государство. Тогда не нужно задавать вопросов, куда у молодежи делись патриотические чувства и почему в армию все чаще попадают случайные люди.

Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть