10802

По собственному нежеланию

В субботнем номере нашей газеты мы рассказали о письме президенту 372 чиновников Алматинской области, потерявших работу вследствие сокращения госслужащих по всей стране на 15 процентов (см. “За вчерашним борщом приходите завтра”, “Время” от 11.12.2010 г.).
А вот Жанкельды БАРСАЕВ - бывший юрисконсульт акимата небольшого городка Есик, что в шестидесяти километрах от Алматы, потерявший работу 1 ноября после двух выигранных у своего шефа - акима города Асхата АЛМАБЕКОВА - судебных процессов, не стал писать на высочайшее имя. Он уверен: его сокращение - лишь повод для того, чтобы избавиться от строптивого правдолюбца. Барсаев намерен и дальше добиваться справедливости в судах.

По собственному нежеланию- Асхат Алмабеков пришел в Есик акимом в мае 2009 года, - рассказал нам Жанкельды Барсаев. - И первое, что он сделал, - заставил весь коллектив написать заявления об увольнении по собственному желанию с открытой датой. Объяснил он это необходимостью “установить полное доверие” между ним и подчиненными. Начальник общего отдела аппарата акима Серик БИСЕНКУЛОВ (теперь уже бывший) вынужден был уволиться через несколько месяцев после прихода Алмабекова, так как осмелился написать на нового акима жалобу в Агентство по делам госслужбы в Астану. В конечном итоге, когда из дисциплинарного совета Алматинской области в Есик приехала комиссия, никто из сотрудников акимата, кроме меня, не подтвердил, что Алмабеков распорядился писать заявления. На том все вроде бы заглохло. Но трения между мной и шефом усилились после того, как я несколько раз отказал акиму в визировании документов, которые противоречили действующему законодательству.
По словам бывшего юрисконсульта, аким дважды за 2010 год незаконно наложил на него дисциплинарные взыскания - замечание и выговор. В обоих случаях наказанию предшествовали прокурорские проверки и представления надзорного органа об устранении нарушений. В одном случае речь шла о незаконном, по мнению работников природоохранной прокуратуры, выделении горакиматом в марте 2008 года земельного участка частному предпринимателю для обслуживания сквера. В другом случае аким отказал в переоформлении госакта на земельный участок собственникам, пожелавшим прикупить еще соседний кусочек, причем исполнителем в данном случае являлся не Барсаев, а другая сотрудница акимата. Но выговор был объявлен юрисконсульту.
- С моей стороны не было никаких нарушений, - уверяет Жанкельды Барсаев. - В обоих случаях я понес наказание за решения, подписанные акимами - прежним и нынешним, а не мной! Поскольку Алмабеков не хотел снять с меня дисциплинарные взыскания как незаконные, я обратился в суд. И выиграл оба процесса. Еще до исхода этих судов я предполагал, что аким попытается избавиться от меня любым путем: даже если я добровольно не уволюсь, то он сможет уволить меня по статье. Достаточно еще одного выговора.

В обоих случаях взыскания с Барсаева суд снял, из-за того что истекли сроки их наложения, определенные законом. По словам юрисконсульта, распоряжение акима об освобождении от должности он получил 1 ноября.
- Став безработным, я написал жалобы в акимат Енбекшиказахского района, районный маслихат, прокуратуру, однако отовсюду мне приходят отписки с рекомендацией обратиться в суд.
Мы решили встретиться с акимом Асхатом Алмабековым и выехали в Есик.

- Почему вы сократили единственного в акимате юриста? - спросили мы градоначальника.
- У нас в коллективе работают три человека с юридическим образованием: я и еще два специалиста, - ответил он. - Мне нужно было исполнить указ президента (о сокращении госслужащих. - А. А.), а поскольку вместе со мной в штате работали 11 человек (сейчас осталось 9) и сократить матерей-одиночек я не мог, под сокращение попал Барсаев.

- В середине октября вы приняли на вакантные должности двух новых людей - заместителя акима Асыла ИЗИЕВА и специалиста Акмарал МАНАСПАЕВУ, которой всего 19 лет. Не проще было сократить эти вакансии, а не увольнять уже работающих людей?
- Должность заместителя необходима - на наш город с 40-тысячным населением у меня всего два зама. Один курирует сферу ЖКХ, другой - социально-экономический блок. Ну а Манаспаева заняла место другой сотрудницы, находящейся в декретном отпуске. Сократить эту должность я не имел права.

- А может быть, увольнение Барсаева вызвано тем, что он жалуется на вас в различные инстанции?
- Не скажу, что напрямую это связано... Я не люблю за спиной говорить (о людях. - А. А.). В общественных мероприятиях он оставался в стороне, нарекания со стороны людей были.

- А почему вы не уволили его по статье, если он был плохим работником?
- Это палка о двух концах, видите ли... Я не хотел увольнять - ему в другом сельском округе работу предложили (хотя Барсаев утверждает, что это предложение ему поступило от акима района 9 ноября, уже после сокращения. - А. А.). Но он отказался - хочет именно здесь работать. А уволь я его по статье, он мог бы сказать: на меня идут гонения.

Когда мы напомнили акиму о том, что юридические службы в местных исполнительных органах в 2006 году создавались по постановлению правительства № 1072 и сокращению не подлежат, Асхат Адильханович заметно растерялся.
- У нас такой службы нет - только общий отдел. Да, я сократил юриста, но его обязанности возложены на другого специалиста, - заявил он после паузы.
Напоследок аким еще раз дал понять: обратно в акимат Барсаеву дороги нет - его должность сокращена.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Есик, Алматинская область
Поделиться
Класснуть