1265

The Kurbanov: на коне до Парижа

Казахстанский гимнаст Нариман КУРБАНОВ завоевал долгожданную путёвку на Олимпийские игры-2024

The Kurbanov: на коне до Парижа

На заключительном этапе Кубка мира в Дохе в упражнении на коне он занял 4-е место. Этого результата оказалось достаточно, чтобы застолбить в мировом рейтинге вторую строчку, позволяющую квалифицироваться на игры в Париж. А там уже у 26-летнего казахстанца более серьезные цели.

Нариман Курбанов ворвался в мировую гимнастику в 2017 году, когда на чемпионате мира в Монреале продемонстрировал на коне уникальный элемент, впоследствии названный в его честь - The Kurbanov. А потом пошло-поехало... Победы на этапах Кубка мира, медали на Универсиаде, чемпионате Азии и Азиатских играх...

Правда, не везло с чемпионатами мира, да и с Олимпиадой в Токио пролетел. Но отдельные неудачи, даже если очень обидные, ведь тоже закаляют. Так что цели у Наримана остались прежние - это удачно выступить на своей первой Олимпиаде.

Туда, кстати, он отобрался исключительно благодаря Кубку мира-2024, где набрал в сумме 70 очков и занял итоговое 2-е место. Первым в рейтинге стал призер двух последних чемпионатов мира иорданец Ахмад Абу Аль Суд - 85 очков, а третьим - серебряный призер Олимпиады в Токио ЛИ Чжигай из китайского Тайбэя - 63 очка. Но на Олимпиаду-2024 по­едут лишь первые двое.

Все решилось как раз на последнем этапе в Катаре. Гимнасту из Тайбэя необходимо было занять 1-е место, тогда он мог обогнать казахстанца в борьбе за олимпийскую лицензию. Но Ли Чжигай стал в Дохе только вторым, уступив пальму первенства иорданцу. А Курбанову в итоге оказалось достаточно 4-го места - вслед за двукратным чемпионом мира ирландцем Рисом МАККЛЕНАГАНОМ. Но поволноваться, конечно, за Наримана пришлось...

- Да, были небольшие помарки в исполнении соревновательной программы, но в первую очередь мы довольны тем, что Нариману удалось взять путевку в Париж, - сказал главный тренер мужской сборной Казахстана по спортивной гимнастике Александр КИМ.

- Чувствую, тяжело далась тебе эта олимпийская путевка? - спросил корреспондент газеты “Время” по телефону у Наримана Курбанова.

- Да, в этом году мне вообще было тяжеловато. Какие-то странные происшествия... То рука слетела с коня на первом этапе Кубка мира в Египте, то приболел перед вторым этапом. Так что пришлось перепрыгивать через себя и делать что-то невероятное в борьбе за олимпийскую лицензию.

- А что случилось в Дохе? Только четвертое место. Мы, честно говоря, переволновались за тебя...

- Что в Баку, что в Дохе я соскок не сделал. Должен был еще повернуться в стойке, а я просто спрыгнул. Не хватило сложности, и из-за этого оценка моя слетела.

- Получается, твоя путевка на Олимпиаду висела на волос­ке?

- Нет. Я понимал, что все равно буду с лицензией. У занявшего третье место в Дохе ирландца уже была олимпийская путевка. Так что я забрал его 20 очков. Кстати, в Баку я тоже был четвертым. Но там победил американец, у которого также уже была олимпийская лицензия. По­этому я получил очки за 3-е место. С учетом моей победы в Котбусе и получилось 70 очков. Это по итогам трех лучших в моем исполнении этапов.

- Лидер мирового рейтинга Ахмад Абу Аль Суд действительно так крут?

- Конечно, как-никак два года подряд медали чемпионата мира брал. Он силен. Хотя, в принципе, мы одного уровня. Если оба все исполняем чисто, то судьи уже решают, кому отдать золотую медаль. Я на чемпионате Азии в прошлом году его победил и в этом году на этапе Кубка мира в Котбусе.

- Ли Чжигай соперничает с тобой на протяжении многих лет. В Токио он был серебряным призером! А теперь, получается, вообще не попадает на Олимпиаду...

- Да, такая у нас сложная система отбора... Но у него есть еще один шанс. На чемпионате Азии будет разыгрываться одна лицензия в многоборье. Он мне сказал, что не будет за нее бороться. Я ему, честно говоря, не верю. Но если тайбэец действительно не попадет на Олимпиаду, то это для меня будет “минус один” основной соперник.

- А кто вообще реально может претендовать на медали в упражнении на коне?

- Если не будет Ли Чжигая, то пять-шесть человек, не более. Это иорданец Ахмад Абу, олимпийский чемпион англичанин Макс УИТЛОК, ирландец Рис Маккленаган и я. Есть еще кореец, который со мной соперничал на этапах Кубка мира. Если его возьмут в корейскую команду, то он может высокую оценку показать. У американцев есть хороший коневик, который в состоянии побороться за медаль. Но он делает лишь один снаряд и поэтому в команду США не вписывается. Ну и про меня забывать не стоит. А больше я и не припомню гимнастов, которые могут получить высокую оценку.

- Трехкратному олимпийскому чемпиону Максу Уитлоку уже много лет. Он по-прежнему в отличной форме?

- Уитлок сейчас делает самую сложную комбинацию в мире. Но она дается ему тяжело. Судьи уже не ставят ему высоких оценок. На чемпионате мира в прошлом году он сделал ее так же, как и на Олимпийских играх в Токио, но получил за нее оценку уже намного ниже. Я не знаю, как его будут судить в Париже, но его нынешнее исполнение программы на золото не тянет.

- А у кого тянет?

- Думаю, что у меня и у иорданца. Нас считают главными фаворитами. Золотая медаль Олимпиады - это моя цель. На этапе Кубка мира в Германии у меня была оценка 15.600. Все меня поздравляли, говорили, что это мировой рекорд на коне. На прошлой Олимпиаде Уитлок победил с оценкой 15.500. На чемпионате мира в прошлом году ирландец выиграл с оценкой 15.100. Но тогда все сильнейшие попáдали, и я тоже совершил ошибку, к сожалению. Так вышло, что буквально сразу после выступления на Азиатских играх в Китае я полетел на чемпионат мира в Бельгию. Сложно было. В принципе, мог, конечно, более удачно выступить. Но там всего одна путевка разыгрывалась на Олимпиаду, которую и забрал Маккленаган.

- Мне кажется, что у тебя психологическая подготовка хромает. Казалось бы, вот-вот должен всех порвать и бац - ошибка...

- Да, бывает, особенно в конце комбинации начинается мандраж. В итоге ошибка на ровном месте. И победа упущена.

- Может, лучше в финале упростить программу, чтобы выполнить ее чисто, или все-таки стоит рискнуть и пойти на сложный элемент?

- У нас восемь человек обычно в финале выступают. Если ты подходишь к снаряду последний и знаешь, что у соперников низкие оценки, то можно облегчить программу и чистенько ее выполнить. А если ты выступаешь первым, то в любом случае нужно делать самую сложную комбинацию, чтобы не оставлять никому шансов.

- Кстати, свой фирменный элемент будешь показывать на Олимпиаде?

- Конечно. Я его всегда делаю. Вот и Ли Чжигай его сделал в Дохе. Но все равно ему не хватило баллов.

- Ты вообще общаешься со своими соперниками?

- С тайбэйцем всегда друг другу удачи желаем. Иногда поговорим. Я больше с иорданцем общаюсь. А так, в принципе, напряжения особого между спортсменами нет, чтобы кто-то кого-то ненавидел.

- Над чем будешь работать в оставшиеся три месяца до Олимпиады?

- Ничего нового уже учить не надо. Просто необходимо свою комбинацию шлифовать. И с ней уже спокойно бороться за медали.

- Твой товарищ по сборной, многоборец Милад КАРИМИ, тоже завоевал путевку в Париж. А в Дохе он выиграл золото в вольных упражнениях. Милад может завоевать медаль на Олимпиаде?

- Конечно. В принципе, в вольных он может побороться за медаль. Там три-четыре человека, может, чуть посильнее его. Но они ведь могут и ошибиться. Вот вам и медаль.

Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта olympic.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть