1027

Одних заливает, другим недоливают

Павлодарскую пойму в очередной раз посадили на “голодный водный паек”. Причем совершенно неожиданно для всех.

Одних заливает, другим недоливают

Еще в начале апреля чиновники радостно рапортовали о сбросе с каскада водохранилищ Восточно-Казахстанской области 6,5 миллиарда кубометров воды, что позволило бы затопить 90 процентов павлодарских лугов, чего не было последние 11 лет. А 16 апреля фермеров снова, как и в прошлом году, облили ушатом холодной воды, сообщив об уменьшении объема попусков. Якобы из-за подпора воды при строительстве моста через Иртыш в Семее.

Фермеры подозревают некое “туристcкое лобби” в целенаправленном недозаливе павлодарской поймы. Энергетик с 40-летним стажем Даурен САРСЕНБАЕВ тоже считает, что 350 тысяч гектаров павлодарской поймы кое у кого в ВКО как кость в горле. Уже с начала марта уроженец Павлодарского Прииртышья, а ныне житель Алматы, долгие годы проработавший на крупнейших энергетических предприятиях региона, стал бить во все колокола, ратуя за полноценный разлив самой длинной реки Казахстана на территории родной области. Переживания аксакала вполне понятны. Второе маловодье подряд для павлодарских фермеров, оставшихся в прошлом году без сена из-за крайне низкой затоп­ляемости поймы, краху подобно.

В своем письме на имя акима Павлодарской области Асаина БАЙХАНОВА (которое автор разослал и в республиканские СМИ) эксперт со ссылкой на справку-консультацию “Казгид­ромета” призывал руководство региона настоять на нормальных весенних попусках - не менее 9 кубокилометров воды, что, по его расчетам, должно было залить до 97 процентов павлодарской поймы. Накопленные в ВКО и Абайской области влаго­запасы позволяли это без проб­лем сделать.

Даурен Сарсенбаев даже переживал, как бы такие обильные снегозапасы не привели к совершенно обратному результату.

“В 2016 году Бухтарминское водохранилище было наполнено почти до проектных отметок (но не критических), и многие базы отдыха на его побережье по крышу затопило. Бизнесмены настояли на резком увеличении сбросов с Усть-Каменогорской ГЭС. В результате павлодарская пойма повторно была затоплена в июне, трава сгнила, а павлодарский пляж ушел под воду вместе с батутами и лежаками”, - написал автор.

То интенсивное наполнение Бухтарминского водохранилища Сарсенбаев вспомнил как доказательство существования “туристского лобби ВКО”. Но если в 2016-м благодаря ему воду на павлодарские луга дали тогда, когда ее никто не ждал, то в прошлом году воды практически не было вообще. 4,5 кубокилометра воды, составившие попуск 2023 года, позволили затопить пойму лишь на 30 процентов. А, по расчетам эксперта, в прошлом году вполне можно было обеспечить весенний попуск в Иртыш в объеме 7 кубокилометров воды, если бы не злополучное “туристское лобби ВКО”. Именно крутые бизнесмены, по твердому убеж­дению Даурена Сарсенбаева, “заставили тогдашнего молодого министра экологии Зульфию СУЛЕЙМЕНОВУ в период похолодания уменьшить сбросы с Усть-Каменогорского водохранилища с 500 до 380 кубометров в секунду, мотивируя это тем, что наполнение Бухтарминского водохранилища было незначительным”.

“Однако это не так! На начало апреля 2023 года Бухтарминское водохранилище было наполнено до объема 25 кубокилометров, то есть запас воды был еще 6,2 кубокилометра”, - заявил казах­станский энергетик.

Но вернемся в день сегодняшний. С учетом имеющихся солидных влагозапасов Даурен Сарсенбаев прогнозировал увеличение сбросов с Усть-Каменогорского водохранилища. Об этом же говорили и в региональном управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов. Но радовались павлодарские сельхозтоваропроизводители ровно неделю. А потом то же природоохранное ведомство распространило новые данные, совершенно противоположные. Речь идет об уменьшении попуска воды с 3500 кубометров в секунду до 3200. Таким образом, максимальный сброс воды с Шульбинского водохранилища в объеме 3500 кубометров в секунду был всего три дня. В последующие же 10 дней планируется, что он будет держаться на уровне 3200 кубометров в секунду.

Чиновники утешают: этого количества воды хватит для затопления 70-75 процентов павлодарской поймы, акцентируя внимание на том, что это вдвое больше, чем в прошлом году. Но умалчивают о том, что с учетом прошлогодней засухи, когда властям региона пришлось выделять фермерам 3 миллиарда тенге дотаций для удешевления кормов, это не водонасытит пойму так, как нужно.

- Строительство моста еще не завершено, а представители Семея уже жалуются на подпор воды. А что будет, когда мост построят? Подпор воды в период попусков будет образовываться постоянно? При таком раскладе максимальные сбросы с Шульбинского водохранилища ежегодно будут не выше 3200 кубометров в секунду и пойма будет заливаться только на 60-70 процентов. Если это так, то это просто преступный просчет проектировщиков моста, - говорит Даурен Сарсенбаев.

Энергетик недоумевает, почему руководство Павлодарской области не отстаивает интересы региона в части затопления поймы.

- После прошлогоднего инцидента павлодарским властям просто необходимо было поставить вопрос перед Генеральной прокуратурой о незаконности выдачи земельных участков на дне Бухтарминского водохранилища. Владельцы баз отдыха хотят, чтобы вода в Бухтарминском водо­хранилище была стабильно на среднем уровне. Когда вода отходит от берегов, они жалуются, что до воды стало далеко ходить, а когда воды много, плачутся, что их базы отдыха затапливает. Акимат не настоял тогда на точном соблюдении утвержденного графика сбросов и молчит сейчас, когда еще можно исправить недочеты мостостроителей в Абайской области, если, конечно, именно в них дело, - высказывает свое мнение Даурен Сарсенбаев.

В причине молчания павлодарских чиновников и копаться даже не нужно. Она на поверхности. Это противо­комариная кампания, на которую выделяют по 2,6 миллиарда тенге в год. Чтобы она была эффективной, природоохранный попуск, по расчетам ученых, должен заканчиваться не позднее 15 мая, тогда как раньше он длился весь май. Получается, что Павлодарский акимат тоже очень заинтересован в раннем окончании попусков, чтобы побыстрее начать обрабатывать пойму Иртыша от личинок комаров до того, как они встанут на крыло.

“Комары и мошки всегда были, есть и будут независимо от сроков попуска. Я считаю, лучше быть с комарами, зато с хорошими запасами сена, многочисленным и тучным поголовьем скота и обилием молока”, - написал акиму области Сарсенбаев.

Но, судя по всему, глава Павлодарского Прииртышья другого мнения…

Ирина ВОЛКОВА, фото автора и Валерия БУГАЕВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть