1863

Аль-Фараби БОЛАТЖАН: Вера не может быть слепой

Беда многих верующих людей в том, что они не хотят думать сами. Не хотят читать первоисточник, а полагаются на некие сложившиеся общинные нормы или, что хуже, на рекомендации непонятных наставников.

Аль-Фараби БОЛАТЖАН: Вера не может быть слепой

Это очень хорошо было заметно во время минувшей оразы, когда стало ясно: большое количество школьников наравне со взрослыми держат пост. Казалось бы, это личное дело каждого. Но я точно могу сказать, что ребенок смотрит на взрослых. И тут тем более важно понимание, что такое воздержание.

Если обратиться к первоисточнику, к Корану, то легко заметить: все предписания ислама адресованы “имеющим разум” (например, аят 179 суры 2), то есть сознательным, способным самостоятельно делать выбор и принимать решения. Причем нигде не сказано, когда именно наступает этот возраст сознательности. Трудно сказать о детях и даже о подростках, что они достаточно осознанны, чтобы выбирать аскезу. Тем более что она подразумевает отказ от еды, воды, близости между мужчиной и женщиной (аят 187 суры 2). Легко можно понять, что данное предписание адресовано взрослым людям. Какая половая аскеза может быть у детей?

Причем требование воздержания не категорично. При желании человек может заменить пост, накормив крайне нуждающихся людей (аят 184 суры 2). Это еще раз говорит о том, что пост адресован тем, кто материально независим, содержит себя сам.

Я не имею медицинского образования, но, как родитель, как разумный человек, могу сказать, что воздержание для детского организма может быть губительно и скорее похоже на насилие над растущим организмом. А Коран указывает, что пост не должен навредить здоровью.

Наконец, пост вредит учебе, потому что дети не могут полноценно учиться, сбивается режим, у них нет сил, а ведь получение знаний является одной из ­серьезных и важных обязанностей для мусульманина. Призыв к учебе идет в Коране красной линией, и в мусульманской традиции даже есть максима: “Знание - прежде слов и дел”. То есть ребенок не должен быть ущемлен в возможности полноценно учиться.

Вообще, как религиовед, после глубокого анализа священных текстов могу сказать: для последователей ислама важно не слепое, бездумное следование догмам, а понимание их сути. Самые фанатичные толкования и нормы приходят в нашу жизнь как раз потому, что люди не хотят размышлять самостоятельно. Им удобнее получить готовое решение, следовать за религиозными лидерами, даже если это какие-то зарубежные шейхи. Или даже если эти нормы появились много лет назад и были приспособлены для другого времени.

Я считаю, что беда любого религиозного человека как раз в нежелании брать ответственность в свои руки, самостоятельно думать и принимать решения. Люди порой превращаются в интеллектуальных иждивенцев.

И когда говорят: мол, ребенок сам так решил, это лукавство. Мы все прекрасно понимаем, какое влияние оказывают родители. А еще есть друзья-одноклассники, у которых религиозные родители, и постящиеся дети транслируют их ценности.

Учитывая, что обществу не хватает толерантности, уважения к чужому выбору, порой складываются ситуации, когда в классе происходит разделение на тех, кто держит пост, и на тех, кто не держит, на тех, кто читает намаз, и на тех, кто не делает этого, вследствие чего может возникнуть буллинг в детской среде.

Вообще, у нас в обществе порой практикуется некая корпоративная религиозность, когда неприлично демонстрировать что-то иное, когда обряды подменяют понятие идентичности, помогают ощутить принадлежность к группе. И проблема также в том, что у нас, обучая религии, плохо учат этике и культуре поведения, не хватает просветительской работы. Круг замыкается на образованности и толерантности. Вот почему нам так важны знания, важно прививать с детства критическое мышление. Тогда дети, подрастая, будут думать, анализировать. Тогда и к вере будет осознанное отношение.

Аль-Фараби БОЛАТЖАН, религиовед

Поделиться
Класснуть