7287

Даулет ЕРГОЖИН: Бизнес душат не налоги, а дилетанты!

 

К мытарям и верещагиным у казахстанского общества всегда была масса вопросов, а точнее - претензий. В последнее время таможенные органы сотрясают скандалы коррупционного характера, а выросшие в этом году налоги на транспорт и имущество вызвали у народа бурю возмущения. Во время недавней реорганизации правительства налоговый и таможенный комитеты объединили в комитет государственных доходов (КГД) Министерства финансов в надежде, что так будет легче навести порядок в этих сферах. Чего ждать от новоиспеченного ведомства? На этот и другие вопросы в эксклюзивном интервью нашей газете ответил глава КГД Даулет ЕРГОЖИН.

- Даулет Едилович, сегодня в соседней России модно “изобретать” новые виды налогов, последняя фишка - налог с продаж. Сначала предлагалось ввести его вместо НДС, а в итоге ввели не вместо, а вместе. Не ожидать ли нам в свете той же международной выставки EXPO-2017 чего-нибудь подобного?
- Резервов, которые сегодня есть в сфере налогообложения, достаточно, и вводить новые виды налогов преждевременно. Кроме того, это неизбежно приведет к инфляции, а следом - к увеличению кредитных ставок и замедлению темпов роста экономики. Сейчас перед комитетом госдоходов стоит другая задача: обеспечить нормальное налоговое администрирование - взыскание уже имеющихся налогов. Мы начали заниматься недобросовестными компаниями, которые “балуются” заменой счетов-фактур, хитрыми путями выставляют себя банкротами. Проверяем предприятия нефтяного сектора, которые при одинаковых себестоимости, месторасположении и расходах имеют подозрительно разный уровень доходности, вычетов. За счет налаженного налогового администрирования мы планируем в следующем году дополнительно привлечь в казну 50 - 100 миллиардов тенге.
- Да, действительно, резервов в сфере налого­обложения немало. Если заглянуть в бюджет хотя бы 2014 года, то можно увидеть, что наряду с такими крупными налогами, как НДС или КПН, есть масса сравнительно мелких, к примеру, налог на землю, имущество. Почему бы не отменить их для того же малого и среднего бизнеса или для сельхозпроизводителей? Глядишь, аграрный сектор, малый бизнес задышат свободнее, да и у ваших мытарей поубавится текучки с теми же пустографками...
- Освобождать лиц от имущественных налогов теоретически неверно - любые материальные блага должны облагаться “оброком”. В Казахстане налоги для малого бизнеса сегодня просто мизерные: если оборот по патенту составляет менее одного миллиона тенге, то налоги составляют менее чем 35 тысяч тенге (!) в год. А в сельском хозяйстве с учетом государственных субсидий и возврата НДС аграрий платит практически ноль тенге налогов! Человек, который хочет заниматься бизнесом, будет им заниматься, какое бы налоговое бремя над ним ни довлело. Но вот парадокс: налоги в Казахстане в три-четыре раза ниже, чем в Европе, однако там бизнес вовсю кипит, а у нас только-только просыпается. Значит, проблема не в налогах, а в головах! Государство в первую очередь должно создать условия для обучения бизнесменов маркетингу, менеджменту, логистике. Например, в России налоги намного выше, чем у нас, однако это не мешает ей успешно реализовывать свою продукцию благодаря, опять же, грамотному маркетингу.
Сегодня часто можно услышать разговоры о том, что предпринимателей завалили налоговой отчетностью, кругом царит бюрократия. Да, несколько лет назад такое имело место быть - вся налоговая отчетность бизнесменов занимала 1320 страниц! Но ее сократили в четыре раза - до 301 страницы, а позже открыли электронный кабинет налогоплательщика, что существенно экономит время. Я читал налоговые кодексы США, Европы, где малым и средним бизнесом занимаются аж 60 процентов экономически активного населения. Так вот, казахстанский Налоговый кодекс намного проще. Поэтому разговоры о том, что бизнес не развивается из-за налогов, я считаю дилетантскими. Если же кто-то скажет, что готов заняться бизнесом, но ему мешают налоги, то я готов с таким человеком лично встретиться и помочь разобраться в налоговой системе. Кроме того, на все вопросы я могу ответить на своей странице в Facebook.
- В бюджете 2014 года заложено около 660 миллиардов тенге на возврат НДС. Но почему ставка налогообложения для нефтедобытчиков и других сырьевиков, преимущественно иностранных, в разы ниже, чем для пресловутого отечественного производителя.
- Налоги для нефтяного и ненефтяного сектора разные, потому что у первых есть еще и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В нефтяной отрасли на налогообложение нужно смотреть в совокупности - и тогда увидим: наш отечественный товаропроизводитель не проигрывает. Тем более с 2009 года мы перенесли акцент налоговой нагрузки на нефтяной сектор, чтобы поднять доходы тех, кто занят бизнесом в другой сфере.
- Многих бизнесменов сегодня также волнует вопрос предстоящей налоговой амнистии. Действительно ли кого-то освободят от налогов или только спишут штрафы и пеню?
- Налоговая амнистия - это и есть списание штрафов и пени, которые образовались у вполне добросовестных компаний в результате трудностей экономического характера, связанных, например, с поставкой, реализацией товаров. У предприятий, не имеющих проблем с законом, ранее не уклонявшихся от налогов, будет списываться задолженность, которая образовалась на 1 января и на 1 октября этого года не была погашена. Эту едино­временную акцию, позволяющую бизнесу встать на ноги и начать все с нуля, мы завершим в ближайшие три-четыре месяца.
- Наряду с такой поддержкой отечественных предпринимателей государство активно внедряет стимулы и для иностранных инвесторов, на приток которых мы сегодня едва ли не молимся. Однако некоторые экономисты утверждают: иностранные инвестиции давно уже превратились из спасательного круга в удавку. Из официальных данных следует: вывоз доходов на ранее вложенные инвестиции в 2013 году превысил поступления новых, дав минус аж в 22,4 миллиарда долларов. Что делать с такой арифметикой?
- Да, это верная и смущающая некоторых статистика. Но отток капитала инвесторов неизбежен. Что получает от иностранных денежных вливаний экономика Казахстана? Рабочие места, налоги, новые производства, которые ранее лежали на боку либо вообще не существовали. Отказаться от иностранных инвестиций, полагая, что это удавка, - значит, закрыться от всех и вернуться к кочевому образу жизни. Мы не знаем многих технологий. А технологический прорыв произошел именно на Западе - поэтому мы должны привлекать оттуда специалистов, чтобы развивать собственную школу инноваций.
- Давайте поговорим о волнующей сегодня почти каждого казахстанца проблеме дефицита бензина в стране. Недавнее повышение розничных цен на него, к сожалению, не сняло остроту проблемы. Мы сидим на подсосе у России, где розничные цены выше наших. Но если россиянин минимум половину заправленного бака отдает в бюджет в виде налогов, то казахстанец - всего около 18 процентов. Если не казна и не автомобилисты, то кто же в выигрыше от такой политики?
- В Казахстане акцизы на нефтепродукты взимаются с неф­тезаводов, и лишь малая часть - с автомобилистов. Проблем в налогообложении нет - есть проблемы в технологическом процессе. Не все НПЗ оказались готовы перерабатывать нефть в высокооктановый бензин, потребность в котором в последние годы резко возросла соразмерно росту количества автомобилей на дорогах. Но сейчас правительство приняло меры, чтобы не в плановом, а в ускоренном режиме завершить реконструкцию НПЗ. Думаю, вопрос обеспечения страны нефтепродуктами будет решен в ближайшее время. Комитет госдоходов, в свою очередь, скоро начнет камеральную проверку основных поставщиков нефтепродуктов внутри Казахстана. Мы хотим выяснить, куда подевались сверхдоходы, которые были до дефицита ГСМ, и не придерживает ли кто-то бензин на своих складах, чтобы нажиться за счет граждан.
- Недавно глава Министерства национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ открыто признал: главным тормозом системных реформ, а значит, развития страны, остается коррупция. Наиболее коррупциогенными сферами он назвал суды, ЖКХ и таможню. Последняя теперь в вашем ведении. Не болит голова от такого наследства?
- Сам за руку никого пока не ловил. Таможенники в основной своей массе - добропорядочные сотрудники. Но в семье не без урода, поэтому над проблемой коррупции мы сейчас будем плотно работать. В налоговой системе мы разработали механизм, при котором налогоплательщик вообще не соприкасается с налоговиком. В результате так называемая бытовая коррупция значительно снизилась. То же самое хотим сделать на таможне, сократив количество таможенных проверок, введя электронное декларирование товаров, что позволит сократить коррупционное поле.
- Многие бизнесмены, кстати, утверждают: после завершения громкого “хоргосского дела” на этой таможне, да и не только там, все осталось по-прежнему. Вам есть что им ответить?
- Таможня совсем недавно перешла в ведение нашего комитета, поэтому пока мне сложно судить. Если у кого-то есть конкретные материалы о том, что на “Хоргосе” или ином таможенном посту творятся безобразия, то они могут прислать материалы на сайт правительства - будем разбираться.
- В свое время прежние руководители таможенного комитета не скрывали желания уйти из-под пяты Минфина и стать самостоятельным ведомством. От налоговиков тоже приходилось слышать нечто подобное. Теперь мытарей и стражей торговых границ вовсе “скрестили”. А может быть, стоит взять и возродить то же Министерство госдоходов?
- Есть система государственного управления, и она не должна обсуждаться снизу - рядовыми сотрудниками и даже руководителями комитетов. Снизу могут идти рекомендации, а обсуждение - на уровне администрации президента и правительства. На нынешнем этапе выделять таможенников и налоговиков в отдельные органы неправильно. Мы сейчас должны заниматься администрированием, а не политикой - это как раз прерогатива министерства. Все правила игры уже созданы, и нам осталось сделать их работающими. Сейчас время не амбиций, а работы!

Лэйла Басарова, фото автора, Астана

 

Поделиться
Класснуть