1710

Мы делили апельсин…

В сборе помощи для пострадавших от наводнения задействованы благотворительные фонды, волонтеры, бизнес и неравнодушные казах­станцы. Однако нет единой электронной базы, в которой бы отражался каждый перечисленный и потраченный тенге. 

Мы делили апельсин…

Поэтому и возникают вопросы: а как будут распределяться деньги на строительство, ремонт жилья? доходит ли гуманитарная помощь до нуждающихся?  Эти и другие моменты выясняла корреспондент “Времени”.

Был дом, да сплыл…

Многие общественные организации, которые собирают пожертвования и гуманитарную помощь для 10 пострадавших от паводков регионов, предоставляют на своих страницах, сайтах отчет - вплоть до каждой пары купленных нос­ков и перчаток. Но уже активизировались и мошенники. Поэтому казахстанцев просят перепроверять информацию, прежде чем перечислять деньги.

- Казахстанцы хотят прозрачности. Нужен нормативно-правовой акт, в котором будут прописаны все статусы пострадавших, алгоритм распределения средств старикам, детям, многодетным, тем, кто уже не восстановит жилье, - высказала мнение руководитель РОО “Общественный контроль и мониторинг” Саида ТАУКЕЛЕВА.

Полная сумма ущерба еще не подсчитана - комиссии в регионах должны завершить работу до 10 мая, такие сроки обозначил вице-премьер Канат БОЗУМ­БАЕВ.

Всего, по данным сайта правительства, обследовано 4556 жилых домов, по 2845 проведена оценка. Более 696 миллионов тенге выделено из бюджета на проведение ремонта и восстановление жилья для 530 семей - примерно по полтора миллиона на семью. Еще 53 получили дома и квартиры взамен разрушенных в Акмолинской, Костанайской, Карагандинской и Павлодарской областях.

До наступления холодов власти должны обеспечить людей крышей над головой. На встрече с жителями Костанайской области вице-премьер пояснил механизм: кому восстановить дом невозможно, его построят или купят, пригодный для жилья отремонтируют за счет меценатов. Средства в основном будут тратиться бизнесменами самостоятельно.

В области уже начали выдавать квартиры в одной из новых многоэтажек. Бизнесмен Данияр АБУЛГАЗИН приобретет квартиры для 65 семей Костанайского района и Аркалыка на 1,5 миллиарда тенге из личных средств. Всего крупные предприниматели купят и построят в области 378, отремонтируют 638 домов.

Как сообщили в пресс-службе Северо-Казахстанской области, здесь за счет меценатов и средств фонда “Қазақстан халқына” возведут 500 типовых домов (фундамент из бетона, стены из газоблоков) стоимостью не более 22 миллионов тенге за единицу. Составлен пул квартир из первичного и вторичного рынка для покупки пострадавшим.

В Актюбинской области нужно отремонтировать или построить более 4600 домов, включая дачные. На эти цели средства выделят представители крупных строительных компаний.

- Импонирует, что многие олигархи помогают адресно, определенному аулу, району или городу, - комментирует ситуа­цию мажилисмен Сергей ПОНОМАРЕВ. - Так, мой коллега, депутат Адиль ЖУБАНОВ, вернулся из Атырауской области. Его строительная компания выделила около 260 миллионов тенге на строительство дамб. Он свою технику, людей дал и спас от наводнения несколько аулов, это его родина. Примерно так же поступают многие бизнесмены, следят за тем, чтобы деньги дошли до адресата и их не разворовали.

За стройкой могут следить активисты

И все же многие соотечественники предпочли отправить средства на счета фондов “Қазақстан халқына” и “Демеу Қазақстан қоры” (вся информация о пожертвованиях фигурирует в СМИ).

Так, за апрель неравнодушные граж­дане, компании собрали в фонде “Қазақстан халқына” 4,77 миллиарда тенге для строительства жилья. Сбор пожертвований продлен до конца мая.

- 8 апреля решением попечительского совета выделено 10 миллиардов тенге для ликвидации последствий ЧС. Таким образом вместе с пожертвованиями собрано почти 15 миллиардов. Этой суммы достаточно для строительства более 500 домов, - сообщил “Времени” официальный представитель ОФ “Қазақстан халқына” Марат МУХАМЕДСАЛИЕВ.

То есть примерно по 30 миллионов тенге за дом. Фондом заключены меморандумы с акиматами Западно-Казахстанской (114 домов), Северо-Казах­станской и Костанайской (по 100 домов), Акмолинской (87 домов) областей.

Кто будет контролировать поспешную стройку, чтобы не было огрехов, как в смытом с лица земли селе Кызылагаш Жетысуской области? Там жители новостроек жаловались на текущие крыши.

- Этим займутся акиматы, хотим прив­лечь общественность, данный пункт прописали в меморандуме. Акиматы обеспечивают экспертизу, оценку ущерба, подготовку заключений о строительстве (включая выделение земельных участков без угрозы подтопления) инфра­структуры, - поясняет представитель фонда. - Также акимат области отбирает застройщиков, в том числе поставщиков услуг по авторскому и технадзору, затем заключается трехсторонний договор, где фонд выступает плательщиком, причем в одной области может быть несколько подрядчиков на примере СКО.

Казахстанцы также перечисляют помощь пострадавшим в корпоративный фонд “Демеу Қазақстан қоры”. Но в отличие от “Қазақстан халқына” с доступностью информации возникла проб­лема - у фонда нет сайта, не отвечает указанный номер телефона. В поисковой системе вышла информация, что он зарегистрирован год назад в Астане, руководитель - Ерболат САДЫРБАЕВ. Сколько средств поступило на его счета, на что они будут потрачены, не удалось узнать, а ведь данная информация наверняка интересует благотворителей, среди которых есть и прокуроры, и крупные компании.

Грузовики с помощью уводили по дороге

За распределением гуманитарной помощи в регионах, работой эвакуационных штабов следят волонтеры.

- К сожалению, нет единой системы фиксации потоков всех гуманитарных грузов, единого реестра и норматива, как в режиме ЧС такие пункты должны работать, нет помещений под склады, - сетует Саида Таукелева. - Люди вручную разгружают, пересчитывают каждую бутылку воды, вбивают информацию. На складах есть все, но жители сейчас просят тепловые пушки, чтобы высушить затопленные дома.

- При выдаче помощи вписывают ФИО, ИИН получателя, он ставит свою подпись. Помощь может быть неоднократной в зависимости от потребностей семьи. Но есть риски, что через день человек может прийти в другой пункт и снова получить гуманитарку, а кто-то ее не получил вообще, - продолжает Таукелева. - Есть отрезанные районы, например село Енбек в Акмолинской области. Мы приплыли туда на лодке. Люди всему были рады, хотя они под носом у столицы.

Мой звонок председателю клуба благотворителей, главе штаба гуманитарной помощи Ассамблеи народа Казахстана по СКО Алене ПИСАРЕНКО застал ее в дороге - волонтеры ехали разгружать прибывшую из Алматы фуру.

- С первого дня режима ЧС ассамблея объявила сбор помощи - местные жители привозили продукты, лекарства, вещи. Затем караванами в Петропавловск потянулись машины со всего Казахстана, - рассказывает Алена. - На базе ассамблеи я организовала группу быстрого реагирования из 35 мобильных волонтеров, которые строили дамбу, эвакуировали жителей... Мы поставили посты на дорогах, потому что участились случаи недовоза помощи до пострадавших. Нашлись пройдохи, которые встречали машины и уводили в неизвестном направлении. По сигналу волонтеров мы приезжали к ним в частные дома, изымали фуры гуманитарного груза. Еще его завезли в мелкие магазины, пытались продать.

- Сегодня в регионе три централизованных пункта выдачи. В них висят спис­ки нуждающихся, толкучки нет, - продолжает моя собеседница. - Мы взяли на себя часть Кызылжарского района, село Прибрежное, взаимодействуем с больницами, охватили инвалидов, пожилых, многодетных... Низкий поклон всем, кто помогает Северному Казахстану!

По состоянию на 4 мая единовременную выплату в размере 100 МРП от государства получили 16 168 семей на сумму более 5,7 миллиарда тенге. Выплаты за павший скот превысили 916 миллионов тенге. По вопросам получения помощи казахстанцам необходимо обращаться в акиматы.

Елена КОЭМЕЦ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее