7647

Педаль за отвагу

Велогонка в Алматы: почему, чтобы кому-то стало хорошо, большинству должно быть плохо?

     “29 и 30 сентября внимание всего мира было приковано к Алматы. Ведь в это время в самом крупном городе Казахстана проходила крупнейшая велогонка в мире “Тур Алматы”. 100 миллионов туристов прибыли со всего мира, чтобы насладиться грандиозным велоспортивным событием в красивейших предгорьях Заилийского Алатау. Только по первоначальным подсчетам организаторов, гонка принесла в бюджет города около $1 млрд., которые будут направлены на благоустройство города и социальные нужды. Акимат и спортивные функционеры справились с организацией гонки на отлично, поэтому соревнования решили сделать регулярными. Алматинцы только приветствуют начинание, ведь все делается ради города, а город это и есть горожане”.

Видимо, именно так устроители “Тура Алматы” видят соревнование и свою миссию. На деле же гонка была локальной, ни на одном из спортивных сайтов, кроме казахстанских, вы не найдете о ней даже упоминания. Туристов тоже не было, потому что смысла ехать на просмотр велогонки нет, так как в любом регионе их такого масштаба проводится достаточно. Но при этом власти заблокировали город так, как будто на велосипедах ехали Папа Римский вместе с королевой Елизаветой. Даже сам спортивный менеджер команды Astana Pro Team Александр ШЕФЕР двусмысленно заявил: “Не всякая страна, не всякий город могут перекрыть улицы и держать всех 4,5 часа. Как на чемпионате мира”. Наши власти такие слова, наверное, воспринимают как комплимент. А все нормальные люди из развитых стран понимают, что если власть блокирует город ради небольшого ивента, не считаясь с мнением горожан, то никакой Ян Гейл не сделает город европейским. Европа - это не пешеходные улицы и белки из соломы, это система и культура взаимоотношений между населением и властью. И да, не всякая страна может вместо обещанного “динамичного перекрытия дорог” погружать город в полный транспортный коллапс с 10 утра до вечера. В этом мы, конечно, перенимаем опыт самых передовых государств Африканского континента.
После массового возмущения алматинцев происходящим в соцсетях у акимата тут же нашлись и защитники. Их логика сводилась к тому, что соревнования, как ни крути, международные. И можно потерпеть, ведь это все делается для имиджа города и страны.
Почему нам всегда нужно терпеть, когда что-то делается для страны, отдельный большой вопрос. Нельзя ли как-то совмещать? Делать для страны и чтобы одновременно было хорошо населению. Или даже просто делать для населения, а потом вдруг окажется, что это было хорошо и стране. Хочется уже как-то попробовать.
Кстати, единственный аргумент из пакета “потерпите для страны” - это трансляция “Тура Алматы” на канале Eurosport. Как раз для нее, судя по всем признакам, и прокладывали маршрут соревнований. Хотели показать картинку красивого благополучного города, по девственно чистым улицам которого проносятся велосипедисты в яркой форме. Задача выполнена, поскольку технологии телетрансляций пока еще далеки от совершенства и не позволяют в полной мере ощутить эффект присутствия. А так бы западные зрители могли почувствовать ароматы выхлопных газов от десятков тысяч автомобилей, которые плотно окутывали город, пока машины безнадежно стояли в заторах. Павел АЛЕКСАНДРОВ, руководитель сайта мониторинга чистоты воздуха airkaz.org, 30 сентября опубликовал видео с дрона. На видео пустой проспект Аль-Фараби без единого болельщика, колонна велосипедистов и черная пелена смога, полностью накрывшего город. Европейским зрителям - глянец и красота, алматинцам - заторы и выхлопы.
О том, что властям совершенно неинтересно мнение горожан, говорит и система оповещения о соревнованиях и перекрытии улиц, точнее, ее отсутствие. Данных о блокировке улиц не было даже на сайте акимата Алматы, не говоря уже, например, о заблаговременном sms-оповещении. В результате люди не смогли сделать то, что запланировали. И на голову акимата посыпались проклятия со всех сторон.
Горадминистрация по сложившейся уже традиции никак не стала комментировать беспрецедентный провал велогонки с точки зрения менеджерской эффективности. Об извинениях перед жителями и говорить не приходится. Тем страннее выглядит интервью технического консультанта UCI (Международный союз велосипедистов) Пьера ХАТСЕБАУТА, размещенное на официальном сайте гонки tourofalmaty.kz. Хатсебаут взял на себя роль громоотвода и сказал буквально следующее: “Ну возьмите в пример Париж, город, по дорогам которого проходит “Тур де Франс”. За несколько недель до гонки там идет информационная работа о том, что в этот день город будет без машин. На это нужна серьезная политическая воля. Нужно донести и объяснить людям, которые работают и живут в районах проведения гонки, важность этого мероприятия. Чтобы также учитывались их интересы, чтобы они могли корректировать свои маршруты, планировать использование общественного транспорта - метро или временно перейти на велосипеды… Это мировая практика - выстраивать диалог, объяснять и доносить информацию. Люди должны иметь возможность или сделать заранее те дела в тех частях города, по которым пройдет гонка, или отложить их на следующий день”.
То есть интересы алматинцев отстаивает не акимат, а западный консультант! Которому, по идее, вообще должно быть все равно до горожан. Но Хатсебаут знает, что в нормальном мире гонки проводятся не для красивой картинки, не для имиджа и не для акимата. Они проводятся для людей. Именно поэтому тот же “Тур де Франс” - праздник для всей Франции.
В смысле - для всех французов.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Другой взгляд  на эту проблему в следующем материале "Мы будем долго гнать велосипед…"

Поделиться
Класснуть

Свежее

Битва за камень Страна легкого поведения
Битва за камень

Центр павлодарского Баянаула задумали застроить коттеджами. При этом фундамент под будущие строения лили под покровом ночи, заведомо зная об уже принятом на тот момент решении приостановить строительство ввиду отсутствия необходимых разрешительных документов.

53