7737

Последний приказ

С трудом верится, что этой женщине чуть больше сорока. Посеревшее от горя лицо, выплаканные глаза…
В семью Насипы МУРЗАХМЕТОВОЙ беда пришла больше года назад - 17 февраля 2008 года погиб ее старший сын Ханзат ИДИРИСОВ (на верхнем снимке).

Из материалов уголовного дела:

“17 февраля 2008 года около 13.30 лейтенант НУРКАНОВ, находясь в коридоре батальона по снабжению в/ч 25744 г. Актау Мангистауской области, вызвал к себе стоящих в строю матросов Идирисова и Сарымсакова, которые находились в его подчинении. Ударил Сарымсакова по правому уху рацией, которую держал в руке, а рядом стоящего Идирисова по левой щеке…
В тот же день в 14.30 Нурканов вызвал матросов Идирисова и Сарымсакова, ударил их еще несколько раз антенной от рации, затем ударил суком дерева…
Продолжая свои преступные действия, потребовал у Сарымсакова и Идирисова принести ему до 19.00 DVD-технику и диски”. До семи вечера матрос Идирисов не дожил - покончил с собой.

- Свет померк в моих глазах, - не сдерживая слез, говорит Насипа. - Мой сын сам пошел в армию, он говорил: мама, Родину нужно защищать. А что Родина сделала с ним?
Когда “груз 200” прибыл в Тараз, откуда призывался Ханзат, вместе с цинковым гробом матери вручили… мешок сахара (!!!).
- Это что - столько стоит человеческая жизнь? - возмущается адвокат Гусейн НАСИРОВ. - Неужели государство считает, что мешка сахара и затрат на похороны достаточно, чтобы матери гордились своими погибшими в армии сыновьями?!
8 июля 2008 года Актауский гарнизонный суд приговорил лейтенанта Нурканова к 6 годам лишения свободы, а матери назначил компенсацию расходов на похороны в размере 87360 тенге (компенсацию морального ущерба и других затрат Насипы суд вышестоящей инстанции отменил).

- Спустя две недели после призыва сын постоянно стал мне звонить и просить перевести ему деньги, - говорит Насипа. - За четыре месяца службы я ему послала около 20 тысяч тенге (копии банковских документов она представила редакции).
Но, по мнению Актауского гарнизонного суда, пересланные сыну деньги, равно как затраты, связанные с судебными издержками и переездами на заседания суда, а также компенсацию за моральный вред Насипа должна требовать с осужденного - лейтенанта Нурканова.

- Солдат не может выбирать себе командира, - говорит адвокат Насиров. - Его куда послали служить - туда он и идет. Что приказали делать - то и делает. К тому же Идирисов погиб на территории части, а не за ее пределами, во время прохождения срочной службы.
Юрист убежден: суд должен был присудить женщине компенсацию. Однако военная Фемида настаивает: ущерба от государства нет, поскольку мать Идирисова может получить компенсацию с осужденного.

Последний приказИз материалов уголовного дела:

“Матрос Идирисов покончил жизнь самоубийством, поскольку находился в эмоционально-психическом состоянии. От переживаний, обид и от безысходности ему пришлось наложить на себя руки”.
Самое интересное, что, по утверждению следствия, Ханзат повесился на армейском ремне. Мы поинтересовались у криминалистов: возможно ли такое?
- В деле указано, что смерть наступила в результате удушения от повешения. Однако, учитывая фактуру материала армейского ремня, а также особенности физиологии человека, смерть от удушения (в результате суицида. - Ред.) в данном случае невозможна. Кроме того, по результатам вскрытия видно, что на теле погибшего имеются многочисленные кровоподтеки и ссадины, - утверждает судмедэксперт Дмитрий КОЛЕЩУК. - Смерть в результате удушения армейским ремнем может наступить лишь в одном случае - если жертву задушил кто-то другой.
Кстати, адвокат Насиров с 18 февраля 2008 года несколько раз пытался добиться назначения повторной, независимой экспертизы, но военный суд его ходатайства постоянно отклонял.

- Ханзат очень религиозный человек и пойти на подобный поступок, противоречащий нормам ислама, он не мог, - заявляет его мать Насипа. - В том, что он погиб не по своей воле, уверена не только я, но и все, кто знал моего сына.
Однако суд, основываясь на заключении посмертной психолого-психиатрической экспертизы, проведенной по просьбе следствия, и показаниях свидетелей, счел, что Идирисов покончил жизнь самоубийством из… чувства обиды, безысходности и стыда из-за похода в самоволку (!!!).

- К Ханзату приехал знакомый и привез посылку от матери, - рассказывает Гусейн Насиров. - Но лейтенант Нурканов не отпустил его на КПП, и тогда Ханзат пошел туда без спроса. Возле КПП, за воинской территорией, его поймал командир части, отчитал и приказал о своем проступке доложить взводному...
Идирисов выполнил этот приказ - как оказалось, последний в его жизни…
- Солдат выполнял приказ командира, и, согласно действующему законодательству, государство в этом случае должно нести полную ответственность за случившееся, - утверждает адвокат. - К тому же Минобороны признает свою вину, но вот суд... У нас в стране чиновник, защищая свою честь, может получить миллионы, а жизнь простого человека не стоит практически ничего.

Алексей КОНОВАЛОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из семейного архива Насипы Мурзахметовой, Алматы

P.S. 15 апреля военная коллегия Верховного суда оставила решение Актауского гарнизонного суда без изменения, в очередной раз рекомендовав матери Ханзата требовать компенсации всех расходов и морального вреда с лейтенанта Нурканова.
Поделиться
Класснуть

Свежее