6407

Долгая дорога домой

Долгая дорога домойЧерез унижения и нужду пришлось пройти Атыркуль ЧОТОБАЕВОЙ, чтобы дать хоть немного тепла двум совершенно чужим ей людям, обделенным судьбой.

Эта история началась 12 лет назад. Атыркуль, работавшая председателем квартального комитета в селе Аксу Сайрамского района, регулярно обходила дома односельчан, чтобы снять показания счетчиков или вручить квитанции на оплату коммунальных счетов. Так она познакомилась с Марией Эмильевной ПАВЛИК и ее 26-летним сыном Емельяном. Бабушке Марии к тому моменту было уже за 70. Ухаживать за ней было некому, поскольку Емельян, которого мать и соседи звали Эмилем, страдал синдромом Дауна. К тому же старушка и сын-инвалид ютились в развалившейся времянке, потому что некий мошенник отнял у пенсионерки дом.
- Однажды я позвала их домой, чтобы искупать и накормить, - вспоминает Атыркуль. - Предложила переночевать. Как оказалось, это спасло их от гибели, потому что в ту ночь во времянке, где они жили, обвалилась крыша. Так бабушка Мария и Эмиль остались у меня навсегда.
Атыркуль и три ее дочери особо не переживали, что теперь в их трехкомнатной квартирке стало тесно. Страшнее было то, что един­ственной кормилице большой семьи пришлось оставить работу, ведь измученная годами и тяготами Мария и ее сын требовали постоянного ухода. Да и косые взгляды окружающих не давали Атыркуль покоя. Не каждому нравилось соседство со старой женщиной и ее безумным сыном. И тогда Атыркуль решила бороться.
Два года ушло на то, чтобы отсудить у мошенника дом семьи Павлик. Незадолго до смерти Марии Эмильевны суд признал ее право на владение домом. Вот только захватчик не захотел добровольно выселяться.

- Баба Маша умерла у меня на руках, - рассказывает Атыркуль. - Мы сделали все возможное, чтобы облегчить ее последние дни, но ушла она с тяжелым сердцем. Вот тогда я разозлилась не на шутку и взломала ворота, где жил негодяй. В последний путь бабу Машу провожали из ее дома.
Под нажимом односельчан оккупант съехал, а Атыркуль вместе с дочерьми и Эмилем сделала ремонт и перебралась в дом Марии. Женщина оформила опекунство над Эмилем, жизнь стала входить в привычное русло. И все же покоя на сердце Атыркуль не было.
- Перед смертью баба Маша рассказала мне о своей мечте, - вспоминает женщина. - Она хотела переехать жить в Германию к сестре и даже подала документы на выезд. До сих пор помню ее слова перед смертью: “Эмиля я оставляю на тебя. Сделай то, чего я не смогла, отправь его к родным”. И надо же было так случиться, что разрешение на выезд пришло на следующий день после ее похорон. Вот только я об этом не знала. Человек, которому об этом сообщили, утаил новость от нас. И мне пришлось заново пройти тот путь, который баба Маша не осилила.
Долгими ночами просиживала Атыркуль за пожелтевшими от времени открытками и документами, оставшимися от бабушки Марии. С помощью школьного немецко-русского словаря женщина пыталась прочесть письма к Марии Эмильевне ее немецкой родни, чтобы узнать хотя бы координаты и имена родственников.

Мария Павлик, урожденная Бреккель, родилась в 1926 году в Одесской области. В 1944-м 18-летнюю Марию вместе с семьей фашисты угнали в Германию. Спустя два года сразу же после возвращения на родину советская власть отправила девушку в ссылку на север. Как свидетельствуют архивные документы, основанием для репрессий молодой женщины стала “принадлежность к немецкой нации”. Долгих десять лет Мария работала в одном из рыбных хозяйств Архангельской области. Она не имела прав на переписку и передвижение за пределы спецпоселения. Только с наступлением хрущевской оттепели 30-летней женщиной Мария вернулась к нормальной жизни и приехала в Казахстан. Долго пыталась она устроить семейное счастье, но замуж вышла лишь в 42 года. Мария родила девочку, но та оказалась смертельно больной и умерла в младенчестве. Когда Марии было 45 лет, на свет появился Эмиль. С самого первого дня врачи признали у мальчишки синдром Дауна.
Всю жизнь Мария Эмильевна тащила на себе заботы о больном ребенке и доме. Работала прачкой в детском саду. Только в 1991 году Мария Павлик была реабилитирована. Однако особого счастья это не принесло. Вдова с больным сыном оказались никому не нужны. Все родные перебрались в Германию, а окружающим до них дела не было.

Долгое время родня из Германии отправляла запросы в далекий Казахстан с просьбой найти Эмиля, но поиски не приносили успеха.
- Дело в том, что они искали Емельяна Бреккеля - по фамилии его матери, - объясняет председатель областного филиала Общества Красного Полумесяца Малика ЖУСУПОВА. - А таких людей в Казахстане не было. И только когда в одном из своих писем родственники написали, что у парня проблемы с психикой, поиск облегчился…
- Я разрываюсь на части, - горюет Атыркуль. - Понимаю, что в Германии Эмилю будет лучше, а вот сердце его не отпускает.
На днях Эмиль получил все документы для того, чтобы перебраться на постоянное место жительства в Германию, но отпустить его одного Атыркуль не может.
- Я должна убедиться, что там он попадет в добрые руки, - говорит Атыркуль. - Кроме того, дорога неблизкая, а Эмиль очень ранимый мальчик. Только меня он слушает, только я его понимаю. Поэтому оставляю своих детей и еду с ним. Побуду там хотя бы неделю, пока он не привыкнет к новой жизни.

Была единственная загвоздка, которая ломала все планы Атыркуль и Эмиля. Денег на дорогу в Германию женщина не смогла найти. Волонтеры Красного Полумесяца тоже не смогли решить эту проблему.
- Мы обошли шымкентских бизнесменов, заходили к депутатам, - рассказывает Малика Жусупова. - Однако все они открещивались от нас, ссылаясь на кризис. А нужно было всего-то 200 тысяч тенге.
Мы тоже попытались принять посильное участие в судьбе этой семьи. Нам удалось связаться с бывшим главой Южно-Казахстан­ской области, а ныне акимом Усть-Каменогорска Исламом АБИШЕВЫМ. Бастык откликнулся на просьбу, и уже на следующий день мы вручили Атыркуль и Эмилю деньги на дорогу.
...Сейчас Атыркуль уложила Эмиля в больницу, чтобы парень с наименьшими потерями для здоровья смог перенести стресс, связанный с переездом. Он понимает, что впереди его ждут большие перемены. Во время нашей встречи Эмиль без устали радовался этому, но вдруг его глаза потускнели.
- Сердце не спокойно, - сказал Эмиль. - Как там девочки (дочери Атыркуль. - З.М.) ? Их никто не обижает? Как они будут без меня?

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail:
zaure_mir@mail.ru

Поделиться
Класснуть