12761

Порядок цифр в семье Есеновых

Порядок цифр в семье Есеновых
Всю семью застать дома трудно. На снимке не хватает еще 10 детей. 



                                                                                    

                                  ОДИН
Один их ребенок учится в 10-м классе. Вообще детей в семье Есеновых - 30.
Один такой семейный детский дом в Есике.
Если расширить географию - один в Енбекшиказахском районе Алматинской области.
У родителей многодетной интернациональной семьи имеется одна награда - от совета муфтиев России. Орден почета Аль-Фахр второй степени. Вручили ее Норему как главе семьи.
Если честно, хотелось бы иметь Розе Есеновой награду нашей страны “Алтын алка”, которую вручают многодетным матерям. А ей говорят: ты же их не рожала.
И Айгуль говорят: ты их не рожала.
А дети, несмотря на то что говорят чиновники, упорно зовут одну апой, другую мамой и дерутся за право поваляться на диване рядом с отцом.
                                                                                       ДВА
В семье две мамы. Айгуль дети называют апа, Розу - мама. Причем та, которую называют апа, по возрасту младше - Айгуль 36 лет. Мама чуть постарше - ей на днях исполнилось 40.
Теперь подробности: Айгуль приходится Розе падчерицей. Какое неподходящее слово для семьи Есеновых! Равно как и определение “мачеха” для Розы.
Две мамы прошли недавно мед­обследование. Врачи выявили букет заболеваний у той и другой и спросили: вы сестры? Потому что одна из выявленных болячек передается по наследству.
Нет, ответили дамы, мы просто мамы в одной семье, у нас 30 детей.
                                                                                      ТРИ
Три родителя в семье. Папу зовут Норемом. Ему 57 лет.
Айгуль - его дочь от первого брака.
А Роза - его супруга.
Сейчас в семье трое детей ходят в детский сад. Одного из них подбросили к ним во двор два с половиной года назад, в конце апреля, поздно вечером. Ребенок был с огромным животом, родители понесли его в больницу, там срочно сделали клизму. Оказалось, желудок набит кормовой кукурузой. Поплакали Роза с мужем и дали ребенку свою фамилию. Усыновили. Теперь трехлетний малыш всех умиляет своим заявлением: я - Есенов Даниил Норемович, национальность - казах, семейное положение - холост.
Айгуль восхищается: бывают же такие умные дети на свете!
Я эту семью знаю несколько лет, и все эти годы Айгуль каждым ребенком восхищается: бывают же такие умные дети на свете!
                                                                                   ЧЕТЫРЕ
Четыре комнаты пристроили в этом году на втором этаже для детей.
Четвертый санузел практически готов к эксплуатации.
Все строительные работы выполняют родители сами, им помогают взрослые дети.
Кстати, дом помогли им построить иностранцы. Как-то приехали туристы из Швейцарии: можно полюбопытствовать, как у вас тут живет многодетная семья? Поахали, поохали, умилились, задержались почти на день, уехали, вытирая платочком слезы. В основном это были пенсионеры. А на следующий день прислали человека с деньгами, около двух тысяч марок. Оказывается, собрали все, что осталось в кошельках. На словах передали: это вам на дом. Поможем еще, если получится.
Про дом - они точно заметили. Это был не дом, а сплошные слезы. Аварийное жилье. Продали его супруги, иностранцы передали еще денег, и купили Есеновы новый дом. А немцы, теперь уже из разных стран, присылают им с оказией разные денежные переводы, когда сто евро, когда - 50.
Есеновы с детьми каждому отправителю отвечают лично. Благодарят. И посылают фото строящегося дома. Отчитываются за каждый цент.
Каждую осень приезжает кто-нибудь из иностранных спонсоров и поражается: как можно так быстро строить? За два года подвал превратили в новую прекрасную столовую, душ задумали. И всегда подбадривают: мы вам поможем, если получится.
Знаете, чем отличаются иностранцы от наших людей? Иностранцы говорят: какие вы молодцы! А наши чаще спрашивают: зачем вам это нужно?
                                                                                     ПЯТЬ
У них пять учеников первого класса.
Школа рядом. Школа хорошая. Но учителя иногда приговаривают, что у Есеновых папа скандальный. Потому что не дай бог кому-нибудь обидеть ребенка из семьи, папа первым несется в школу.
Айгуль говорит:
- Он вообще вспыльчивый, особенно если кто-то обижает наших. Почему мы не должны своих детей защищать?
                                                                                   ШЕСТЬ
Столько у них детей, которым по уму бы уже положено было иметь свое жилье.
Норем приговаривает: пока здоров, помог бы им строиться. А в акимате города сказали, что положенные по закону 10 соток им не стоит ждать: земли нет.
Две дочери вышли замуж - и обе живут на съемных квартирах. Один сын поехал подработать сварщиком в Афганистан. Но ожидаемая высокая зарплата на самом деле оказалась маленькой: здесь сварщики зарабатывают больше. А сын хотел еще и родителям помочь.
                                                                                    СЕМЬ
Столько лет назад туристы приехали к ним впервые. Те самые, которые помогли сначала купить дом, а теперь помогают его достраивать. Они же помогли организовать ателье. Купили швейные машинки по 80 тысяч, Есеновы бы никогда не смогли за такие деньги приобрести технику, и Роза с дочерью Настей теперь обшивают есикчан.
Настя выучилась на модельера-конструктора в колледже новых технологий Алматы. И получала за отличные знания и трудолюбие сразу три стипендии: от колледжа, президентскую и от знаменитого модельера Ирины Доброхотовой.
Теперь уже можно со смехом вспоминать, как много лет назад однажды вечером Норем с Розой с ужасом думали, что в кармане ни тиынки, а ведь продуктов осталось на один день...
И тогда случилось чудо: их нашел опять-таки иностранец, наш бывший соотечественник, уехавший на ПМЖ в Германию, он появился поздно ночью, извинился и оставил 16 тысяч тенге.
Супруги говорят: Бог послал доброго человека.
У их дома вообще часто останавливаются добрые люди.
Добро притягивает.
                                                                                  ВОСЕМЬ
В восьмом классе учатся трое.
Обычно часов в восемь у них бывают семейные собрания.
Кто-то кого-то обидел, не так понял. Да мало ли что бывает в семье.
Выйдет каждый на всеобщее обозрение, скажут, в чем он неправ все остальные, он обязательно попросит прощения, все обнимут его и простят.
Даже маленький Даник выходит вперед. Все заулыбаются, а кто-нибудь из родителей спросит: к нему есть вопросы?
- Нет! - засмеются все, глядя на всеобщего любимца.
- Простите, - говорит Даник и падает в объятия старших...
                                                                                  ДЕВЯТЬ
Столько детей на фамилии Есенов.
Десять на патронатном воспитании, им фамилии менять нельзя, и у остальных менять нельзя, там есть так называемые родители, которые не отказались от родительских прав, но которых абсолютно не интересует, как живет их чадо.
Бывают и другие случаи. Один сын ушел к родителям, которые вернулись из заключения. Роза плакала: девять лет считала своим сыном. И продолжает считать. А Норем сказал ему: сынок, двери нашего дома для тебя всегда открыты.
Девять детей окончили музыкальную школу на “отлично”.
                                                                                  ДЕСЯТЬ
Столько детей сейчас учатся в музыкальной школе. В доме 14 аккордеонов и пианино. Семейный детский ансамбль. Два года назад играли на свадьбе своих двух сестер. Сыграли Есеновы в один день две свадьбы дочерям. Причем одна из них, Катя, училась в 11-м классе.
Один из сыновей учился в кадетском корпусе, приезжал домой с двумя друзьями - детдомовцами. Вот и случилась любовь. Поуговаривали школьницу Катю родители подождать, не спешить, а потом сдались. Муж ходил на родительские собрания.
Девочки в семейной жизни первое время мучились от того, что никак не могли приготовить. Готовить они умеют: Роза научила, она же повар и прекрасно готовит. Но девочки никак не могли приготовить на двух человек. Хотят супчик - получается каша. Они же привыкли рассчитывать на большую семью...
                                                                            ОДИННАДЦАТЬ
Столько лет назад Есеновы приняли решение взять ответственность за чужих детей. Роза меня поправляет: здесь чужих нет.
Первые двойняшки, которых супруги усыновили, когда им было всего по месяцу и 20 дней, уже пятиклассники. Боксом занимаются и гимнастикой.
Как попадают к ним дети?
Приводят сердобольные люди: чем в детский дом, лучше к вам. На деревне все про всех знают. Было бы детям тут плохо, и никто бы не привел детей. (Замечу в скобках: не к себе ведут.) Бывает, и сами дети приходят.
Вот новенький Виталий в свои девять лет никогда не ел арбузы. Теперь их специально в семье каждый день покупают, чтобы мальчик наелся.
Норем признается, что пока детей не видят, еще могут отказаться: мол, не можем принять, сослаться на жилищные условия да и материальные, а как только увидят несчаст­ного ребенка - все, всякие доводы повисают в воздухе, настолько они кажутся нелепыми. Он говорит выстраданную парадоксальную вещь:
- Чем тяжелее, тем легче.
И другие цифры:
15 - столько операций по удалению аппендицита перенесли дети Есеновых. Всех оперировал детский хирург Андрей Хачикян.
21 школьник в семье.
19 девочек и 11 мальчиков.
А Роза говорит:
- Это не предел, я думаю.
- Мы ничего не ждали, просто хотели воспитывать детей и трудились, Бог увидел и стал нам помогать, - продолжает глава семейства Норем.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Есик, Алматинская область

Поделиться
Класснуть