36387

Джамиля ДЖАКИШЕВА: Я ничего не знаю о своем муже

Мать и супруга бывшего главы НАК “Казатомпром” Мухтара ДЖАКИШЕВА, а также жены арестованных вместе с ним руководителей компании обращаются к президенту страны с просьбой взять на контроль уголовное дело в отношении их родных. О полном отсутствии какой бы то ни было информации о судьбе своих мужей они заявили на прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции.

Напомним, Мухтар Джакишев, его охранник Талгат КИСТАУБАЕВ, а также бывшие вице-президенты “Казатомпрома” - Малхаз ЦОЦОРИЯ, Аскар КАСАБЕКОВ и Дмитрий ПАРФЕНОВ, бывшие генеральные директоры - Эшмурат ПИРМАТОВ (ТОО “Степногорский горно-химический комбинат”), Нурлан МУСИН (АО “Ульбинский металлургический завод”), Бауржан ИБРАЕВ (ТОО “Кен Дала Kz”) и Адильбек КЕЛЬБУГАНОВ (ТОО “Байкен U”) были задержаны
21-22 мая сотрудниками КНБ. Позже суд санкционировал их арест. Чекисты сообщили, что против Джакишева и троих вице-президентов возбуждено уголовное дело по фактам хищения в особо крупных размерах. Роль остальных фигурантов до сих пор не ясна.

Джамиля ДЖАКИШЕВА: Я ничего не знаю о своем мужеНа пресс-конференции мать пятерых детей Джамиля ДЖАКИШЕВА (на левом снимке) рассказала о том, при каких обстоятельствах был задержан ее супруг.
- Мухтар был вызван в Астану, чтобы, как ему сказали, встретиться с российской делегацией, - говорит она. - Но в четверг (21 мая. - М.А.) его вызвал к себе Кайрат КЕЛИМБЕТОВ. В обед я разговаривала с мужем по телефону, и он говорил, что сидит в приемной. В итоге его полдня продержали в приемной, в 14 часов он зашел в кабинет, и ему сказали, что он освобожден от должности президента “Казатомпрома”. После этого Мухтар пошел к себе в офис, чтобы собрать личные вещи. Там его уже ждали сотрудники КНБ... С тех пор никаких новостей от мужа нет. Я не знаю, жив ли Мухтар, здоров ли, в каких условиях он содержится. До сих пор не получила никаких официальных бумаг, не в курсе, есть ли у него адвокат... У меня нет никакой информации о моем муже.

Джамиля ДЖАКИШЕВА: Я ничего не знаю о своем мужеМарийка ЦОЦОРИЯ (на правом снимке) говорила о том, как происходил обыск в ее доме.
- Я была возмущена и шокирована тем, что сотрудники КНБ забрали из дома месячную зарплату моего мужа, - говорит она. - Я начала говорить: что же вы делаете, семья на эти деньги месяц живет! На что следователь мне ответил: лучше, мол, вам помолчать, потому что если будет конфискация имущества, вам на каждого члена семьи одну ложку и одну вилку оставят.
Кроме того, г-жа Цоцория сообщила, что к ее супругу не допускают того адвоката, которого выбрала семья, так как у него нет доступа к госсекретам. А приглашенный Комитетом нацбезопасности защитник Азат ФАДЗУЛЛАЕВ, по мнению супруги бывшего вице-президента “Казатомпрома”, говорит только то, что ему велят сотрудники КНБ. Ко всему прочему адвокат запросил немаленький гонорар за свои услуги.
- Первое, что я от этого адвоката услышала: а вы приготовили гонорар? - сказала она. - Попросил он 20 тысяч долларов...

Джамиля ДЖАКИШЕВА: Я ничего не знаю о своем мужеПравда, адвокат сообщил Марийке Цоцория, где находится ее муж.
- К концу прошлой недели адвокат со мной встретился и сказал, что держат моего мужа на конспиративной квартире в Астане, - говорит она. - Я стала его подробно расспрашивать: на каком основании, что вообще происходит? Лично от него я услышала, что моего мужа освободили из СИЗО, что было соответствующее постановление, так как нет состава преступления. Его подписал начальник следственной группы по фамилии ШАЙКЕН. После этого их перевезли в Астану и расквартировали по конспиративным квартирам, чтобы, как выразился адвокат, “обезопасить” их.
Наталья ПАРФЕНОВА сообщила, что получила от мужа записку, которую, как она считает, Дмитрий писал под чью-то диктовку.
- В ней написано: привет, пишет тебе подозреваемый по уголовному делу по статье 273 УК РК, - говорит она. - Я не поленилась, посмотрела, что такое статья 273. Оказалось, что это - незаконное распространение порнографических материалов! Также муж в записке сообщает: органы уголовного преследования, опасаясь за мою жизнь, поместят меня на квартиру, о расположении которой никто не должен знать.

Джамиля Джакишева также рассказала, что работники “Казатомпрома” хотели написать письма и даже провести забастовку в поддержку ее супруга и бывших вице-президентов компании. Однако новое руководство пригрозило людям увольнением.
Участницы пресс-конференции считают, что уголовное дело в отношении их мужей засекречено потому, что у КНБ нет никаких доказательств их вины. Они требуют гласности, объективного расследования дела и справедливого суда. А в случае, если информация о судьбе их родных так и останется тайной за семью печатями, женщины намерены обратиться в международные организации и к зарубежным партнерам “Казатомпрома”.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть