9623

Кто такой, этот Ткачик?

Кто такой, этот Ткачик?Сколько стоит условно-досрочное освобождение?
Вопрос некорректный. Может, в каких-то иных странах за выход осужденных на УДО берется мзда, а в нашем демократичном и вечно борющемся с коррупцией государстве вставшие на путь исправления преступники освобождаются раньше срока только по решению суда. Правда, анализ этих решений свидетельствует, уж, извините, о двойных стандартах в системе правосудия.

Иван Николаевич ТКАЧИК приехал в Тараз из станицы Старощербин­ской Краснодарского края. Для 76-летнего старца, согласитесь, путь не близкий. В его дорожной сумке - туго набитая аптечка. Без нее никак: Иван Николаевич перенес инфаркт и инсульт. “Может, сдашь билет?” - осторожно спрашивала супруга, когда за сборами муж вдруг прикладывал руку к левой стороне груди.
Да нет уж, раз решил, он поедет. В сотый раз Иван Николаевич представлял, как зайдет к прокурору, председателю облсуда, все им объяснит, расскажет, ведь, как растолковали ему казахстанские юристы, закон на его стороне.
- Вы, конечно, можете мне не поверить, - рассказывал россиянин уже здесь, в жамбылском корпункте газеты “Время”, - мол, понятное дело, все родители защищают своих детей. Однако я убежден, что мой сын не совершал преступления, за которое отбывает сейчас срок. Он юрист по образованию, работал оперуполномоченным в уголовном розыске в Алматы, пока серьезно не заболел. После выздоровления устроился руководителем охранной фирмы. Он никогда не употреблял наркотики, и тот пакет с героином, с которым его задержали таможенники, был ему подброшен. Однако речь сейчас не об этом - свою невиновность Коля будет доказывать на свободе. А я приехал разобраться, почему суд не отпускает сына на условно-досрочное освобождение, ведь парень имеет на это право!
Стали в этом разбираться и мы. 29-летний Николай ТКАЧИК был приговорен Кордайским районным судом за хранение наркотиков в особо крупном размере без цели сбыта к 3 годам лишения свободы. Отсидел половину срока в таразском СИЗО, находясь в отряде хозяйственного обслуживания, и был представлен администрацией учреждения к условно-досрочному освобождению.

- Уже то, что осужденный изъявил желание остаться в хозотряде, говорит о том, что он встал на путь исправления: ведь “блатные” работать в “хозбанду” никогда не пойдут, - поясняет замначальника УКУИС по Жамбылской области Дидар РАХИМБЕРДИЕВ, в ту пору начальник СИ-13. - Ткачик на самом деле трудолюбив, исполнителен, взысканий не имеет, режим не нарушает, поэтому мы комиссионно представили его на УДО.
Однако суд № 2 города Тараза в удовлетворении представления отказал, мотивируя тем, что “за несколько месяцев отбытия наказания администрация учреждения не может дать осужденному положительную характеристику и сделать вывод о том, что он встал на путь исправления” (?! - Г. В.). Еще одна причина отказа Ткачику - “им было совершено тяжкое преступление”.
Частный протест Жамбылского специализированного прокурора Жандоса БЕРДИКУЛОВА камня на камне не оставил на этом незаконном, по мнению законоблюстителя, постановлении суда № 2. Оказывается, существует нормативное постановление Верховного суда РК от 25 декабря 2007 года № 10 “Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания”, где черным по белому написано, что суды не вправе отказывать в условно-досрочном освобождении по мотивам, не предусмотренным законом, таким как “кратковременность пребывания осужденного в данном исправительном учреждении” или же “отбытие наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления”.

Собкоры республиканских изданий попросили председателя Жамбылского облсуда Нургожу ЧИНЯЕВА принять и выслушать проделавшего дальний путь престарелого Ивана Ткачика.
- Да кто такой, этот Ткачик, о котором я все время слышу?! - воскликнул председатель.
- Просто гражданин, - ответили журналисты.
Г-н Чиняев слово сдержал, принял старика, подарил надежду.
А вскоре судьи надзорной коллегии облсуда АТИБЕКОВ, ИОВОВ, ЖАРЖАНОВА на предварительном судебном заседании вынесли свое постановление. Не в пользу Ткачика. Про “недостаточный срок” и “тяжесть преступления” там уже не говорилось, а ссылка шла на “отсутствие поощрений” у осужденного.
Но фокус в том, что на момент судебного заседания у Николая уже было поощрение! Однако носители мантий предпочли его не заметить.
- Мы с отцом просто в отчаянии, видя, что жамбылские судьи наотрез отказываются выпускать сына на свободу, используя для этого любой предлог, - плакала в телефонную трубку мама Николая из далекой станицы Старощербин­ской.
Теперь в Тараз звонила она. Иван Николаевич слег после известия о последнем отказе.

…Но, может, зря это мы со своими выкладками? Просто судьи в Жамбылской области столь принципиальны и нетерпимы к преступному миру, что когда кому-то из осужденных светит воля, они “просто кушать не могут”?

Но тогда как отнестись к тому, что Станислав МАНЬКОВ, сын местного бизнесмена, осужденный за убийство на 13 лет, через 6 лет отправился отбывать срок в колонию-поселение с разрешением проживать дома, причем мать убитого юноши Фирдаус ТАГАЕВУ об этом даже не известили. А два месяца назад ей прислали уведомление из спецпрокуратуры, что Маньков представлен администрацией колонии на УДО.
- Я была категорически против освобождения убийцы моего сына, - рассказывает Фирдаус Насиповна, - ведь он в содеянном не раскаялся, прощения у меня не просил, моральный вред не возместил, - потому попросила известить меня о дне суда, в котором я хотела бы поучаствовать и высказать свое мнение. И вот на днях я узнаю: суд состоялся еще в июне, и Маньков уже условно-досрочно освобожден!
Между прочим, похожая история произошла и с другой мамой, потерявшей дитя. Сын Мавжуды КАСЫМОВОЙ - чемпион мира по кикбоксингу двадцатилетний Кудратжан КАСЫМОВ - был застрелен в бандитской разборке в Майской роще. Той же печальной участи подвергся и его ровесник Мирсалим ТАБУРОВ, еще двое были ранены (см. “Бои без правил”, “Последний бой чемпиона”, “А по убийству - оправдать”, “Время” от 29. 7. 2004 г., 3. 3. 2005 г. и 27. 5. 2008 г.). А зачинщик кровавого побоища Закир ПОЗИЛОВ, сын очень обеспеченных родителей, хорошо знакомый убоповцам и уже имеющий на своем счету одну оборванную человеческую жизнь, получил 5 лет за… хулиганство. Так вот недавно, отсидев немногим больше года, он был представлен к переводу в колонию-поселение (фактически на свободу) и благополучно перевелся по решению уже известного нам суда № 2 города Тараза. Мавжуду суд даже выслушивать не стал.
- Судья сказала мне: “Вашего сына уже не вернешь, и вообще, мы торопимся…”.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail:
vibornova@time.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть