16764

Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, художник: Казахи не уважают самих себя

Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, художник: Казахи не уважают самих себяНовую серию картин Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ под общим названием “Казахская хроника” либо хвалят, либо нещадно ругают. Кто-то сравнивает эти картины чуть ли не с новым этапом казахстанской живописи, кто-то - со скандальным фильмом Саши КОЭНА о “казахстанском журналисте” Борате СОГДИЕВЕ. При этом ни одного показа этих работ Сауле в Казахстане пока не было. Официально фильм Коэна в нашей стране не демонстрировался, а вот шанс увидеть то, что сравнивают с ним, появится у нас совсем скоро - 12 марта, когда в алматинской галерее “Тенгри Умай” наконец-то откроется вернисаж “Казахских хроник” под громким названием I’m Kazakh.

- Сауле, почему мы твою “Казахскую хронику” не видели раньше?
- Год назад у меня была договоренность с “Тенгри Умай” на проведение выставки “Казахской хроники”, но тут приехали итальянцы и предложили выставку в Турине.

Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, художник: Казахи не уважают самих себя- В итоге работы отправились в Италию?
- Да. Эту выставку организовал общественный фонд Foundation 107, который создал Федерико ПИКАРИ. Он художник, из династии автопромышленников, его семья в Турине владеет целым промышленным районом. Один бывший цех они переоборудовали под выставочный зал - получился огромный павильон площадью 1000 квадратных метров. Первая презентация фонда была открыта выставкой East of Nowhere (“Восток из ниоткуда”), в которой помимо меня участвовали еще около 40 художников из стран Центральной Азии. Был выпущен каталог, который сейчас можно купить в любом крупном музее мира - центре Помпиду, Лувре, Национальном музее в Лондоне. Это очень солидное издание - около тысячи страниц. На Туринскую выставку были приглашены все известные арт-критики.

- Сколько всего картин в “Казахской хронике”?
- Тридцать работ. Правда, некоторые из них проданы: четыре в Турине, одна на аукционе Christie’s, еще несколько куплено коллекционерами здесь, в Казахстане.

Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, художник: Казахи не уважают самих себя- Как долго длилась выставка в Италии?
- Она открылась в прошлом году в мае и продолжалась до ноября. Сейчас в сложенном виде ждет, куда ехать дальше. Вообще должна во Францию, программа-максимум - центр Помпиду, а если не получится, то что-то другое, но тоже очень крупное. Хотя на самом деле для меня это драма.

- Почему?
- Мне казалось, что эти картины очень нужны здесь, что здесь еще никто так не говорил о казахах. Канат ИБРАГИМОВ, увидев картины, обозначил их так: дефлорация “казаховости”.

- Кстати, недавно Канат Ибрагимов устроил очередной перформанс в самом центре Алматы - взмахом топора обезглавил рыбу, воскликнув: “Рыба гниет с головы!”.
- Мне по большому счету это не нравится. Канат - наш с мужем ( художник Куаныш БАЗАРГАЛИЕВ. - С.С.) друг, но это не мой путь, я не хочу лезть в политику. Канат работает головой, для него главное - мысль, послание, а я работаю сердцем, для меня главное - чувства. Мне хочется делать то, что волнует мою душу.
Мне показалось, что я что-то нащупала этой серией, какую-то национальную идею. У нас есть официальная прилизанная национальная идея, которую мы видим на экране телевизора, на больших праздниках. Что такое Казахстан для нас? Это огромные казахские узоры, белое платье в пачках, ядовито-розовый камзол с золотыми узорами. Почему так происходит? Потому что у нас жуткий комплекс неполноценности - постколониальный комплекс. Казахи сами себя не любят и не уважают. Скорее всего, это из-за того, что мы очень долго были колонией. Если посмотреть в историческом смысле, всем, кто был колонией, еще очень долго приходится доказывать себе и миру, что они - не верблюды. И тут происходит то же самое. У нас люди стесняются настоящей “казаховости”. Они заменяют ее какой-то салонной, лаковой эрзац-обложкой.

Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, художник: Казахи не уважают самих себя- Ты считаешь, что художники должны определить национальную идею. Разве это задача художников? Те же ПИКАССО, ДАЛИ творили и не задумывались ни о чем подобном.
- На самом деле нельзя приуменьшать роль художника. То, что сделали Пикассо и Дали, в результате изменило мир. Просто у них не было такой задачи, потому что уже были готовые национальные образы. А если мы их сейчас не сформируем, то кто-то сделает это за нас, как, например, получилось с Боратом. Очень талантливый, потрясающий Саша Коэн сделал такой фильм, который смотрит весь мир. И по нему строят представление о Казахстане. Почему? Потому что он такой убедительный и на самом деле хочется смотреть этот фильм - он кайфный, просто шикарный! А в результате получается, что казахи выглядят как цыгане. Опять же нельзя принижать действие искусства - оно меняет мир полностью. А у нас оно выслуживается на задних лапках перед властью или бежит и служит западному миру.
Повторю еще раз: если государство не занимается поддержкой художественных институций, не ставит задачу презентовать себя в мировом культурном пространстве - значит, кто-то другой это сделает за нас и изменит не в нашу пользу представление о нашей стране. Ведь что такое современное искусство, контемпорари-арт? Это идеологические продукты, которые спонсируются организациями, озадаченными тем, как презентовать то или иное явление или событие. На самом деле все в современном мире моделируется. Есть имиджмейкеры, ньюсмейкеры, а есть люди, которые серьезно занимаются культурным моделированием. Почему сейчас международные гранты выдаются только на контемпорари-арт? Потому что это очень хороший инструмент, позволяющий управлять отношением людей к чему-либо.

- Как многие ругают фильм “Келiн” Ермека ТУРСУНОВА, так же достается и твоим картинам из “Казахской хроники”. Знаю, что тебя обвиняют в том, что ты изобразила казахов на фоне обшарпанных стен и гаражей и выглядят они так, будто на дворе XVIII век.
- Вот-вот, этот комплекс во многих сидит. Я не знаю, что с ним делать. Я понимаю, почему у нас не показывают фильм Серика АПРЫМОВА “Охотник”. Потому что там тоже казах страшный, с облупленным лицом. У нас люди хотят выглядеть лучше. Они ужасно боятся, что, не дай бог, про них плохо подумают.
Для меня честь, что мое творчество сравнивают с творчеством Турсунова и Апрымова. Мои герои - это красивые, сильные, гордые и непафосные люди, любящие свою землю.
И мне кажется, что я все-таки сделала ошибку - надо было эти работы вначале показать здесь, на родине! Но у итальянцев был страх, что эти работы раскупят и им ничего не достанется. Когда я продала здесь несколько сильных работ, итальянцы мне стали выговаривать: почему ты их продала? Я ответила: потому что они нужны нам!
“Казахская хроника” стала для меня моментом взросления. Я не ожидала, что это окажется так болезненно для всех. Были и нападки страшные: меня обвиняли в том, что я спекулирую на этнической теме. Я же просто хочу делиться тем, что меня волнует. И, что удивительно, оказывается, я говорю на том языке, который понятен нашим людям. Есть ощущение, что эти работы из “Казахской хроники” ждали. Помню, когда я представила на закрытом показе в Алматы для экспертов Christie’s три картины из “Казахской хроники”, народ шел на них, будто их магнитом тянуло. Почему? Потому что они давно этого ждали.

Саида СУЛЕЕВА, фото из архива Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ, Алматы
Поделиться
Класснуть