8655

Победителей не судят?

Победителей не судят?В день рождения дочки Аим Манарбек ТОЙШЫБЕКОВ узнал о том, что его семья осталась без крыши над головой. Еще утром 12 марта он принес в класс дошкольной подготовки большой торт, а вечером едва устоял на ногах, когда судья вынес решение - выселить его с женой и пятью детьми из их дома без предоставления другой жилплощади.

На краю поселка Березовский, в шаге от болота и осинового леска, возвышается унылое строение. Старожилы хорошо помнят времена, когда здесь располагался комплекс птицефабрики, включавший в себя библиотеку, баню и прачечный комбинат. В годы экономического развала библиотеку ликвидировали. Книги увезли в город, а опустевшие две комнаты общей площадью 44 квадратных метра стали домом для многодетной семьи Тойшыбековых. Замечу - на законных основаниях.
15 октября 1996 года профком птицефабрики постановил: “Выделить бывшую библиотеку водителю-экспедитору предприятия М. Тойшыбекову под жилую квартиру”. В Березовском до сих пор живет Людмила КОВАЛЬКОВА, работавшая секретарем поселкового совета в то время, когда Тойшыбекову выдали домовую книгу и прописали с семьей по новому адресу.
- Прожив в служебной квартире 10 лет, он имел бы полное право ее приватизировать, - говорит Ковалькова. - Тогда это была обычная практика. Приватизацию оформляли тут же, в поселковом совете.
Но положенный срок истек только в 2006 году, когда поселковый совет уже перестал существовать, а массовая кампания по приватизации сошла на нет. Возможно, Манарбек Тойшыбеков так бы и не смог оформить жилье на себя. Но тут подоспела другая крупномасштабная акция. На этот раз - по легализации имущества. Удостоверившись, что помещение бывшей библиотеки в центре по недвижимости ни за кем не зарегистрировано, комиссия по легализации имущества в 2007 году позволила Манарбеку стать законным владельцем помещения. Но счастье длилось недолго...

В 2009 году на пороге возник некий Советказы Жумадилович СЫДЫКОВ, заявивший, что он настоящий хозяин дома! Поскольку еще в феврале 1998 года купил на… аукционе весь бывший комплекс птицефабрики. Это стало шоком для Тойшыбековых и жителей поселка.
Разумеется, никто в поселке не знал и о том, что при преобразовании птицефабрики в акционерное общество социально-бытовой комплекс не вошел в его уставный капитал и остался государственной собственностью. Что и позволило городскому акимату выставить его на торги. Но любой юрист скажет, что по нашим законам преимущественное право покупки имущества имеет тот человек, который им уже пользуется. Однако семипалатинский региональный комитет по приватизации, объявивший аукцион по продаже недвижимости, Тойшыбековых по какой-то причине об этом не уведомил.
- Это грубейшее нарушение закона! - говорит правозащитник Гульшат ЕРБАЛАНОВА. - В результате здание продали вместе с людьми! Как будто у нас крепостное право, когда поместья уходили с молотка вместе с крепостными… Не сомневаюсь, что если бы Советказы Сыдыков заявил о своих правах на жилье Тойшыбековых по горячим следам, прокуратура сразу бы поставила под сомнение законность проведения торгов. Поэтому у меня сложилось мнение, что он сознательно тянул время, чтобы прошли все сроки. Обратите внимание: Сыдыков потребовал вернуть ему недвижимость только через… 11 лет!
Когда Тойшыбековы отказались покинуть дом, глава семейства получил повестку в суд. С иском в суд обратился не Советказы Сыдыков, а его зять Болат ЖЕТПИСБАЕВ, на которого он оформил дарственную на бывший социально-бытовой комплекс, включая жилье многодетной семьи. Манарбек отказался от услуг адвоката. Во-первых, у него не было денег. А во-вторых, он ни минуты не сомневался, что владеет домом на законных основаниях. Но суд отменил решение о легализации спорного жилья. Узнав о бедственном положении отца пятерых детей, правозащитник Гульшат Ербаланова разыскала его сама. К тому времени в суде рассматривался уже второй иск. На этот раз - о выселении…

- Оставалось только локти кусать! - говорит Гульшат Ербаланова. - Доказывать право Манарбека на жилье надо было еще в первом суде. Этот же процесс был пустой формальностью. Единственное, что можно было оспорить, - это требование взыскать с Манарбека… 613 тысяч тенге за разрушенный сарай! Сыдыков утверждал, что тот его снес. На самом деле хлипкая постройка 1970 года, возведенная на болотах, развалилась сама. Кстати, по всему дому идут глубокие трещины. Вот только как Манарбек, школьный сторож, при зарплате 25 тысяч тенге будет выплачивать такую громадную сумму? А ведь он с семьей уже фактически на улице!
Гульшат Ербаланова после процесса разрыдалась… Манарбек Тойшыбеков не смог себе позволить даже минутной слабости, хотя более сильного удара еще не получал. Понимая, что съемную квартиру ему не осилить, он притулился в школьной сторожке, жена и дети подались к родственникам, 14-летний Назарбек пристроился в спортивном интернате для одаренных детей в Риддере. Родителей давно уговаривали отправить туда талантливого мальчика, занявшего первое место в областной спартакиаде по лыжным гонкам. Но Манарбек с Райгуль боялись с ним надолго расстаться. Теперь у них иного выхода нет. Назарбека будут готовить к Олимпиаде в Сочи.
А сейчас принимают поздравления совсем другие победители… Советказы Сыдыков хотя и не сразу, но все же согласился ответить на мои вопросы.

- Раньше отдел жилищно-коммунального хозяйства городского акимата возглавлял человек с такими же, как у вас, отчеством и фамилией. В Семее вас знают как его родного брата. Говорят, что Тлеугазы Жумадилович СЫДЫКОВ приватизировал на ваше имя целый ряд объектов из проблемного жилищного фонда. Те же комнаты в общежитиях. Как вы это прокомментируете?
- Какое это имеет отношение к суду? Да и вообще, что вы такое говорите? Тот Сыдыков мне никто! Он мне не помогал приватизировать. Это я сам!

- Скажите, сколько всего на вас и ваших родственников зарегистрировано объектов недвижимости из бывшего государственного фонда?
- Это коммерческая тайна!

Впрочем, с каждым новым судебным процессом у Советказы Сыдыкова становится одной тайной меньше. Незадолго до того, как суд принял решение о выселении семьи Тойшыбековых, в похожей ситуации оказалась мать-одиночка Бакыт БАЙДУСЕНОВА. На суде она утверждала, что в 90-х годах Советказы Сыдыков продал ей две комнаты из тех, что незадолго до этого приватизировал в общежитии по улице Селевина, 15. Деньги он взял, а вот настоять на том, чтобы до конца довести оформление сделки, Бакыт не сумела. А зря! Потому как в 2008 году Советказы Жумадилович зарегистрировал три комнаты, включая те две, что приобрела у него Бакыт, на свою дочь Мадину СЫДЫКОВУ. А теперь добился решения суда о выселении прежней хозяйки с двумя детьми-студентами. Идти им некуда.
Кто следующий?

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail:
lana_semey@mail.ru
Поделиться
Класснуть

Свежее