11358

Большое досье

15 декабря прошлого года в Петропавловске у подъезда своего дома несколькими выстрелами из пистолета был убит чеченец Лема ХАСАЕВ. В результате североказахстанские полицейские устроили местным чеченцам такую веселую жизнь, что пострадавшие от действий стражей порядка засыпали заявлениями Управление собственной безопасности ДВД области, КНБ и прокуратуру.

                                                        Чеченец, сдай отпечатки!
О Леме Хасаеве сами чеченцы, избегая конкретики, говорят осторожно: “ Пользовался определенным авторитетом в криминальных кругах”, “будто каким-то образом был связан с криминалом”.
Речь, однако, не об этом.
 
Директор строительной фирмы из райцентра Сергеевка Хамзат АВХАДОВ (на снимке)рассказывает, как его угораздило 24 декабря приехать по делам в Петропавловск:
- Около трех часов дня в Петропавловске мою машину догнали полицейские “Жигули” с тремя сотрудниками. Приказали остановиться, забрали документы и велели ехать в УВД. В горотделе заявили: сейчас будем у тебя отпечатки пальцев снимать. Я спрашиваю: “На каком основании, что я нарушил?” Мне отвечают: “Приказ начальника УВД”. Я начал возмущаться, потребовал, чтобы меня отвели к этому начальнику. Тогда полицейский спрашивает: “Ты кто по национальности?”. Отвечаю, что чеченец. Ну вот, говорит, мы всех чеченцев и проверяем!

У Хамзата Авхадова взяли отпечатки пальцев, сфотографировали у шкалы ростомера, сняли на видео-
камеру - в общем, проделали всю процедуру, как с преступником, задержанным на месте преступления, и выдворили из горотдела. При этом ни один из полицейских, общавшихся с ним в тот день, не потрудился ни представиться, ни предъявить каких-либо документов, обосновывавших их действия. Об убийстве Хасаева, как уверяет Авхадов, он узнал только после этой неприятной процедуры; сам с криминалом никак не связан и ранее не привлекался. Спустя несколько дней, прошедших под впечатлением от пережитого унижения, написал заявление в прокуратуру.

                                                                   Карманный спецназ
К зампредседателя чеченской общины Северо-Казахстанской области Мусе ДАДАЕВУ (на снимке)полицейские отнеслись с большим пиететом - для его неофициального задержания было привлечено целое подразделение отряда специального назначения “Арлан”. Как уверяет Дадаев, сначала против него провели провокацию. По его словам, в праздник Курбан-байрам на него с сыном напали люди, утверждавшие, будто Дадаев своим “Мерседесом” подрезал их “Фольк­сваген”. Драки не получилось, вышло какое-то барахтанье, а потом нападавшие сели в машину и уехали. Но на следующий день Дадаеву позвонил знакомый и сказал, что с ним хочет встретиться оперуполномоченный Управления по борьбе с организованной преступностью Алмаз ТУКЕНОВ. Якобы от тех мужчин поступило заявление об избиении. На что Дадаев ответил: с полицейскими будет встречаться только в официальном порядке.
Но разговор с Тукеновым у Дадаева все же состоялся. Вот что он напишет потом в своем заявлении в прокуратуру, КНБ и ДВД области: “22.12.07 г. около 10 утра я вместе с моими двумя детьми, 7-летним сыном и 9-летней дочерью, пришел на автостоянку. Едва подошел к автомашине, к нам подбежали 6 человек в масках и двое в гражданском и, ничего не говоря, скрутили мне руки за спиной и потащили к микроавтобусу. На стоянке - на морозе, без присмотра старших в истерическом плаче остались мои малолетние дети, а меня увезли в неизвестном направлении”.

Дальше, как рассказал Дадаев, события развивались так:
- Меня привезли в 1-й отдел полиции, и там я встретился с Алмазом Тукеновым. Он начал говорить, что я кого-то избил, меня принудительно свозили в травмпункт 3-й городской больницы, однако никаких телесных повреждений не обнаружили. Как я потом узнал, не было повреждений и у тех двоих напавших на меня мужиков… Короче, уголовного дела у них не получилось, обещали передать его в административный суд, но там тоже что-то не срослось. А отпечатки пальцев с меня все же взяли, сфотографировали и сняли на камеру. Эту процедуру со мной уже, наверное, в пятый раз проделывают, потому что я - чеченец. Так что мои отпечатки у них давно есть, как, наверное, и десятков моих земляков, задерживаемых в ходе этой кампании.

                                                     Дубинка как средство дознания
Впрочем, больше всех, похоже, досталось Руслану ЗАКАЕВУ (на снимке). После общения со стражами порядка он передвигается, дер-жась руками за спину, и мочится кровью...
Руслан Закаев несколько раз в день убийства разговаривал по телефону с Хасаевым. И последний разговор закончился за несколько минут до выстрелов. Обо всем этом, по его словам, он дал показания в полиции, прежде чем уехать в Омск по делам. Потом, как объяснил его брат Беслан Закаев, события понеслись вскачь:
- 25 декабря за ним в Омск приехали трое сотрудников нашего УБОПа, чтобы отконвоировать его в Петропавловск. При этом никаких постановлений ему так и не предъявили. Руслан к тому времени заболел гриппом, у него температура была, и он с ними ехать отказался. Сказал, что у него на следующий день взят билет на поезд до Петропавловска, и он, мол, сам к ним придет. Когда он в 5 утра вышел из поезда, на него надели наручники и отвезли в УВД города. Там до 5 вечера допрашивали, не водили в туалет, даже пить не давали. Меня тоже в тот день вызвали в полицию и уже в который раз сняли отпечатки, сфотографировали, провели видеосъемку. Вечером брата задержали на трое суток по подозрению в убийст­ве. Всю ночь с интервалом в 15 минут его из камеры ИВС выдергивал к себе в кабинет замначальника УВД Федоришин.

Выпустили Закаева из ИВС на следующий день после вмешательства в дело прокуратуры, которая не нашла оснований для его задержания. Но отпустили, по словам Беслана Закаева, наполовину:
- Как только он вышел из ИВС, на него снова надели наручники и отвели в кабинет Федоришина, где тот три часа добивался признательных показаний: признайся сам и сейчас, иначе твоего старшего брата убьют, а тебя посадят. Так что лучше возьми все на себя... Вся спина у брата сейчас опухшая, кровью теперь мочится…

Руслан Закаев обратился с заявлением в Управление собственной безопасности ДВД области. И таких историй, похоже, в этом деле много. Во всяком случае, Беслан Закаев рассказал, как один участковый в беседе раскрыл ему служебную тайну: все участковые города получили приказ любыми средствами обеспечить явку для дактилоскопирования и занесения в картотеку проживающих на подопечной им территории чеченцев. А это около семисот человек, проживающих в городе.

P.S. Получить комментарии официальных лиц на эту весьма щекотливую тему оказалось непросто. Специалист по связям с общественностью, помощник прокурора Северо-Казахстанской области Гульназ ШАРИПОВА по поводу обращений чеченцев в прокуратуру так и заявила: “Я даже не знаю, кто даст вам комментарий по этому вопросу…”. И посоветовала обратиться в городскую прокуратуру. Прокурор Петропавловска Марат НУРМАГАМБЕТОВ прокомментировал только один случай: “Действительно, Руслана Закаева освободили после нашего вмешательства. Основания для его задержания отсутствовали, потому что полицейские не добыли веских доказательств его причастности к этому убийству”.
А начальник пресс-службы ДВД Северо-Казахстанской области Мадина БАЛГАШУКОВА отметила : “Круг лиц, которые в рамках оперативно-поисковых мероприятий по расследованию убийства доставляются в УВД города для дактилоскопирования, достаточно широк. Никаких нарушений в действиях полицейских при расследовании этого дела пока не выявлено. И вообще я бы не стала говорить только о гражданах чеченской национальности, мы много кого задерживаем”.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО,
Петропавловск,
тел. 8-7772588479,
e-mail:mukomol@mail.kz
Поделиться
Класснуть