6582

Бойтесь акимов, “дарын” приносящих

Ровно год прошел с тех пор, как над манкентской школой-интернатом нависла угроза. Здание, в котором живут и учатся 175 ребятишек из малообеспеченных семей, приглянулось районным властям. После основательного ремонта здесь должна была открыться местная кузница интеллектуальной элиты - школа “Дарын” для одаренных детей. Однако аксакалы с такими планами не согласились, и единственный в стране интернат с узбекским языком обучения тогда удалось отстоять. Они думали - навсегда...

                                                             Пришли на готовенькое
И вот недавно у администрации интерната затребовали полный список воспитанников с точным указанием места жительства их родителей и перечнем общеобразовательных школ, расположенных поблизости с их домами. Такие же сведения запросили и обо всех педагогах. Учителей это насторожило: ведь с такой же бумажной возни начиналась в феврале 2007-го эпопея с закрытием интерната.

- Как и год назад, к нам вновь пошли жители села, - рассказывает завуч школы-интерната Роза БАКИРОВА. - Их интересовал один вопрос: не закрывают ли опять нашу школу? И хотя участившиеся проверки нас настораживали, мы пытались успокоить людей: ведь никто о закрытии интерната нас официально не уведомил.

Однако манкентцы решили не ждать, когда власти по своему усмотрению распорядятся детскими судьбами. Старики настрочили письма во все инстанции - от мажилиса до районных газет.
Анартаю САЙДИЖАППАРОВУ было 19 лет, когда он вместе с односельчанами ставил стены этой школы.

- Этот интернат мы хашаром (всем миром. - З. М.) строили, - вспоминает сегодня пенсионер. - Ни рубля у государства не брали. Из своих домов люди несли цемент, кирпич, доски. А эти пришли на все готовенькое и хотят народную школу забрать! Думают, за обездоленных детей некому заступиться! Лучше бы трясли толстосумов! Сколько в районе сомнительно приватизированных объектов... Так нет, с “крутыми” у них духа не хватает тягаться, а с беззащитными детишками да безропотными учителями - пожалуйста!

                                                                Других вариантов нет
Старики уверены: для многих ребят манкентская школа - единственный шанс получить образование. В селе, где из-за безработицы и безденежья большая часть населения находится на грани выживания, не всякий родитель может обеспечить ребенку условия для нормальной жизни - не говоря уже об учебе.

Манкентская школа-интернат была построена в 1959 году. Государство обеспечивало воспитанников полноценным питанием, одеждой, учебниками. Сегодня за этот пансион родители ежемесячно платят хоть символическую, но все же цену - 400 тенге. В прошлом году содержание одного ученика в этой школе обошлось районному бюджету в 16 тысяч тенге, и хотя по нормативам эта сумма должна быть значительно больше, дети не ропщут. Зато педагоги постоянно просят у властей помощи. Крыша интерната давно прохудилась, капитального ремонта здания не было лет десять. Администрация школы, мечтая провести газовое отопление, ежегодно сдает “наверх” смету требуемых на это расходов. Но воз и ныне там.

- Сами латаем дыры, как можем, - говорит воспитатель Рахмантай ЖАЛМЕТОВ. - Раньше обижались, что аким приходил к нам редко - только на новогодний утренник, а сейчас думаем: с чего вдруг он зачастил к нам? Не дай Бог, закроют! Мы ведь за ребят волнуемся - они останутся на улице...

Аким Сайрамского района Мухит АЛИ в закрытии школы-интерната не видит трагедии.
- Никто этих детей на улицу не выкидывает, - говорит он. - Мы их просто отправляем по семьям. Распределим по близлежащим школам, обеспечим бесплатным питанием один раз в день. У нас в районе около 60 процентов малоимущих семей, и что же - каждой мы должны помогать? А “Дарын” нужен! В других районах есть, а в Сайраме нет ни одной школы для одаренных детей. Вы же понимаете - это будущее нашей страны.

- А интернатские дети - не будущее?
- Конечно, они тоже будущее, но ведь речь идет лишь о 179 детях.
- А вы не изучали другие варианты размещения школы “Дарын”?
- Пока других вариантов не вижу. Новую школу построить не сможем. Это стоит как минимум 600 миллионов тенге, а других объектов в районе нет.
- Как человек, который сам вырос в интернате, мог принять такое решение?
- Вы хотите сказать, что я забыл свое сиротское детство?! Нет, не забыл… И потом, вопрос о закрытии интерната еще не окончательно решен. Мы все взвешиваем и решаем.

                                                                        Чем мы хуже?
Среди тех, кто в любую минуту может оказаться в подворотне, - 9-летний Дастан АБДУРАХМАНОВ. Три года назад, когда его мать оказалась в тюрьме за кражу, а отец женился на другой, ребенка отдали бабушке. Спустя полгода немощная старушка привела больного и полуголодного внука в интернат. Несколько раз в неделю женщина наведывалась к нему, а на выходные забирала домой. Нынешней зимой бабушка умерла. Теперь Дастану идти некуда. Ехать к отцу ребенок категорически отказывается:
- Как приеду, мачеха начинает меня ругать и бить. А папа и слова ей не скажет. К ним не пойду, буду всю жизнь в школе жить и маму ждать. Она обязательно меня заберет.

Ждут мать и брат с сестрой СУЛЕЙМАНОВЫ. Однако дождутся не скоро. Уже несколько месяцев их мама лежит в больнице. Изможденная нищетой и болезнью, а потом и смертью мужа, женщина слегла. Ее дочь Ирада Сулейманова вспоминает:
- Мы всегда жили бедно, папа вечно болел, не вставал даже с постели. Мама, чтобы нас прокормить, работала до самой ночи у соседей: белила, по хозяйству помогала. Но денег никогда не хватало. Нашей едой были лепешки на воде и чай. Братишка узнал, что такое колбаса, только в интернате.

Дети надеются, что мать поправится, они выучатся и встанут на ноги. Лишь одного не могу понять: чем они хуже тех ребят, ради которых их притесняют?
- Ведь мы не виноваты, что у нас так жизнь сложилась. Почему государство нас на улицу выкидывает, а другим сверстникам все условия создает? - говорят они.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Сайрамский район, Южно-Казахстанская область, фото автора
zaure_mir@mail.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее