10299

Виктор ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей: В стране идет третий передел собст

Виктор ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей: В стране идет третий передел собственности21 февраля премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ объявил мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2008 года. Чем сегодня живут предприниматели, как борются со своими проблемами, прежде всего - с произволом чиновников? На вопросы наших читателей отвечает президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВ (на снимке).

Сергей, военный летчик в отставке, Алматы:
Сколько нужно иметь средств, чтобы открыть свою авиакомпанию, и какую сумму необходимо предусмотреть на взятки чиновникам?
- На этот вопрос никто не сможет ответить. Прежде всего - потому, что информация об этом роде деятельности чрезвычайно закрыта. Понятно, что отставной летчик открыть авиакомпанию не сможет. Вашей зарплаты и пенсии не хватит не только для того, чтобы открыть авиакомпанию, но даже цветочный ларек. Вообще начать любое дело очень проблематично: банки практически не кредитуют бизнес на начальной стадии.

Даулет БЕКТУРГАНОВ, Алматы:
Чем конкретно нам, бизнесменам, может помочь мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса?
- О чем говорит введение моратория? О том, что на сегодняшнем этапе малый и средний бизнес дальше развиваться не может. Ведомственное нормотворчество приобрело такой угрожающий размах, что, во-первых, его нереально отследить, а во-вторых, невозможно использовать на практике.
До моратория имели право проверять малый и средний бизнес 56 (!) контрольно-надзорных органов. Руководство страны приняло политически верное решение. Опыт такой уже был в начале 2000-х годов, правда - не самый положительный. Глава государства тогда поручал в течение полугода в пять-десять раз сократить число барьеров для бизнеса, но никто и ухом не повел. В таких важнейших сферах, как строительство, производство продуктов питания, медицина и фармацевтика, никаких подвижек не было. Коррупционные схемы и административные барьеры остались нетронутыми. Но предприниматели почувствовали какую-то реальную поддержку, чиновники ощутили какие-то ограничения. За время действия первого моратория налоговые поступления в бюджет увеличились на 25 процентов. И это при том, что запрет проверок повсеместно под любыми предлогами нарушался.

Ермек ЖАКУПОВ, Астана:
Как вы считаете, нужна ли нам финполиция?
- Это вопрос риторический. С таким же успехом можно спросить про любой другой силовой орган. Думаю, надо смотреть на эффективность работы той или иной структуры. Конечно, ведомство, отвечающее за борьбу с экономическими преступлениями, государству необходимо, но оно должно быть максимально прозрачным для общества. Ведь коррупция - то зло, которое подрывает доверие граждан к государству. Для гражданина важно, чтобы менялась система. А у нас не успели поймать одного коррупционера, как на его место в уже налаженную коррупционную схему встроился другой...

Алма КОНАРБАЕВА, Павлодар:
Действительно ли помогает нашим предпринимателям ежегодное снижение ставки НДС на 1 процент?
- Безусловно, любая либерали­зация налогового режима со стороны государства - это плюс. Вопрос в том, насколько государство действительно хочет вывести бизнес из тени. Я считаю, что на сегодня НДС и подоходный налог - основные препоны развития экономики и благоприятная почва для существования коррупционных схем в стране. Я задавал Минфину вопрос: какова логика снижения НДС на 1 процент и где расчеты, свидетельствующие, что именно эта сумма принесет пользу бизнесу и государству? Вразумительного ответа так и не последовало... Убежден, что однопроцентным снижением из тени предпринимателей не вывести. Считаю наиболее оптимальной ставкой НДС 5 процентов. Сейчас же общая налоговая нагрузка на предпринимателя достигает 40-60 процентов от оборота.

Андрей УШКОВ, Алматы:
Насколько сильны сейчас протестные настроения среди предпринимателей Казахстана?
- Предпринимательство по сути своей - аполитично. Если не считать лидеров общественных организаций, защищающих интересы бизнеса, в политику никто не суется. Как правило, весь интерес коммерсанта сосредоточен на его выручке и на борьбе с конкурентами. Протестных настроений среди наших предпринимателей, по большому счету, нет. Есть вера, что у лидеров государства есть политическая воля...
С другой стороны, наших предпринимателей в последнее время одолевают уныние и депрессия. Бизнесмены наблюдают, как один за другим проваливаются государственные проекты их “поддержки”, а чиновники жонглируют выделенными на них миллиардами.

Мухтар, Уральск:
Как вы относитесь к запрету импорта сахара Казахстаном?
- У меня это решение вызывает сомнения. Ясно, что происходит очередной передел (как, кстати, и в других сферах экономики). Под этот передел попадают не только крупные компании, но и представители малого бизнеса. Первый передел был в начале 1990-х, но тогда речь шла о переделе власти. Затем грянул передел собственности в середине 90-х, когда по результатам приватизации народ остался с носом. Третий происходит сейчас. Это передел всех ликвидных, уже работающих схем, с использованием административного ресурса, начиная с самого легкого - продуктов питания и нефти.

Виктор СУВОРОВ, Караганда:
Есть ли какие-то льготы для казахстанских предпринимателей?
- Сегодня малый и средний бизнес дотирует незаслуженные льготы сырьевого и банковского секторов. Хватит! Банкиры и нефтяники поднялись, яхты себе накупили, даже в Forbes попали, а малый и средний бизнес до сих пор в зачаточном состоянии. Мало какое предприятие смогло кардинально улучшить свои условия. Никто до сих пор не смог позволить себе повысить зарплату своим сотрудникам на порядок, технически перевооружить предприятие. Поэтому программа президента о вхождении Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира оказывается под большим вопросом. Ведь малый и средний бизнес не может ни с кем конкурировать вне страны - особенно в сфере сельхозпереработки, легкой промышленности. Нам предстоит вступать в ВТО, а государство “по привычке” поддерживает банки и строительные компании.

Жанна ТЛЕКТЕСОВА, Тараз:
Каким бизнесом сейчас выгодно заниматься, что приносит доход?
- Нет ответа на этот вопрос - если бы знал, сам туда бы бегом побежал... Однако всегда беспроигрышный вариант - это услуги населению. Люди всегда будут одеваться, питаться, пить, спать, стричься, стирать одежду, ремонтировать обувь. Вот ниша для малого бизнеса.

Дамир ИМАМОВ, Алматинская область:
Сколько в среднем казахстанские предприниматели тратят на взятки?
- Сложно сказать, поскольку все зависит от самого бизнеса. Хочу подчеркнуть, что деньги коммерсанты тратят на взятки не только чиновникам, но и монополистам, которые тоже стали серьезным тормозом для экономики. Они пугают общество одним и тем же - износом сетей. Коммунальные тарифы совершенно неподъемны для производства конкурентоспособного товара. Существуют более тонкие схемы отсоса денег у предпринимателя - покупка справок и других бумажек. Чиновники сознательно затягивают сроки, усложняют процедуры получения бумаг. Есть и более изощренные схемы: сертификация, лицензирование, аккредитация, технический аудит.
Административный кодекс за нарушения предусматривает “живодерские” штрафы, поэтому предпринимателю легче сторговаться на среднюю взятку.

У меня есть земля под СТО, но я уже год не могу получить технические условия (ТУ) на воду и электроэнергию. Как решить эту проблему?
- Это очень сложно, потому что монополисты - АПК и “Водоканал” - мотивируют отказ в выдаче техусловий нехваткой ресурсов. Получение ТУ - процедура совершенно непрозрачная, для малого и среднего бизнеса - неподъемная. Кстати, у “Водоканала” существует графа “Добровольная спонсорская помощь”, которая вызывает у нас большие сомнения...

Рысгуль, Алматы:
У меня есть овощной ларек в одном из микрорайонов. Как его можно легализовать, чтобы спокойно торговать?
- В бытность Виктора ХРАПУНОВА акимом Алматы была разработана программа борьбы с киосками. Люди открывали их легально, с разрешения чиновников, вкладывали собственные средства. Потом им стали предлагать освободить эти киоски, после чего сносили в принудительном порядке - без каких-либо компенсаций. Тогда был нанесен первый удар по бизнесу: предприниматели ощутили свое полное бесправие. Поэтому без “крыши” во властных структурах вам сложно будет это сделать. Попробуйте написать заявление на аренду земельного участка в районный акимат - в отдел развития экономики и малого бизнеса. Потом подайте документы в ГАСК. Может быть, вам повезет...

На “прямой линии” дежурил Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее