17663

Николай ЛОГУТОВ, аким Илийского района Алматинской области: Мне предложили взятку в $2000000

1500 членов ассоциации многодетных матерей “Гибрат”, скорее всего, не получат свои земли, на которые потратили более 4 миллионов долларов. Целевое назначение земли в Илийском районе Алматинской области площадью 162 гектара, оформленной на имя руководителя НПО Марпии БУТАБАЕВОЙ, - сельхозработы, а не строительство жилых домов. Получается, что у государства есть все основания отобрать землю у женщин безвозмездно.

После нашей публикации (см. “В чем сила, “Гибрат”? ”, “Время” от 9.8.2008 г.) Бутабаева вместе со своим доверенным лицом Усен БАЯН пришла в редакцию газеты - объяснить, почему многодетные женщины уже третий год не видят ни земли, ни своих денег, которые они ей заплатили.

- Да, земля была куплена в поселке Байсерке и оформлена на юриста НПО Гульнабиру МАМЫТОВУ, - утверждает Усен Баян. - Женщины решили: она грамотная, подкованная - значит, справится. Но юрист запуталась и за два года так ничего с землей и не сделала (имеется в виду изменение ее целевого назначения. - В.Б.). А потом Марпия взвалила эту ношу на себя и переоформила землю на свое имя.

Причину, по которой женщинам, скинувшимся на землю, так и не раздали по 10 соток, руководство “Гибрата” объясняет просто: аким Илийского района Николай ЛОГУТОВ не хочет менять целевое назначение участка. Сегодня 162 гектара в Байсерке отданы под крестьянское хозяйство, и строить там дома нельзя. А на маленькие наделы по 10 соток разделить участок тоже невозможно - минимальный неделимый размер сельхозземли - 6 гектаров. Вот и получается, что лидер “Гибрата” на деньги матерей по глупости купила землю для посевов и теперь ничего не может с ней сделать.

Николай ЛОГУТОВ, аким Илийского района Алматинской области: Мне предложили взятку в $2000000 - Недавно мы от участка отрезали несколько кусков по 6 гектаров и решили их продать, чтобы вырученные деньги отдать тем, кто нуждается в погашении кредита, - оправдывается Бутабаева. - Также мы написали президенту и премьер-министру письма с просьбой помочь в процессе с изменением целевого назначения.

- А почему вы купили землю от имени НПО?

- Нет, земля частная, она оформлена не на НПО! И никакой акимат нам землю не выделял. Мы купили ее у частника за 1,5 миллиона долларов.

- Но деньги с людей вы собирали в офисе ассоциации?

- Где получится...

- С юридической точки зрения НПО не запрещается брать деньги в виде добровольных пожертвований! - встревает в беседу Баян.

- Почему для кого-то из покупательниц сотка стоила 300 долларов, а для других $1000 и больше?

- Это наше дело! Вообще, чтобы купить землю, мы даже в кредит деньги брали.

- У кого?

- Какая разница?

- Кроме земли в Байсерке, где еще у вас есть участки?

- Нигде... Хотя женщины нашего НПО пытаются “повесить” на меня даже по две квартиры в Астане и Алматы, - утверждает Бутабаева.

Между тем в редакции имеется документ, подтверждающий, что именно она еще в 2006 году купила в Карасайском районе участок в 2,9 гектара...

Мы связались с акимом Илийского района Николаем Логутовым.
- Николай Николаевич, можно ли поменять целевое назначение этой земли?
- Я вам отвечу на этот вопрос только тогда, когда будет готов генеральный план развития Алматы. Дело в том, что вопросы территории, которая относится к пригородной зоне, будут рассматриваться только в проекте генплана, который будет утверждать правительство в декабре 2009 года. В связи с этим до утверждения генплана наложен мораторий на изменение целевого назначения пригородных участков. То есть при всем моем желании целевое назначение земли Бутабаевой я не смогу поменять.

- Но что же делать многодетным матерям, отдавшим деньги за эту землю?
- Землю там приобретал частник. Когда покупка состоялась, не стоял вопрос об обеспечении многодетных матерей землей, о реализации какой-то программы или о партнерстве с акиматом.
В этом деле не все чисто. Когда в прошлом году женщины попытались въехать на 200 участков, они мне показывали по 4-5 тысяч долларов, которые они тратили только на первоначальный взнос за землю (очевидно, аким имеет в виду расписки. - В.К.)! Эти 162 гектара они хотели поделить примерно на 1500 участков. Если взять среднюю стоимость хотя бы $4 тыс., то уже набегает 6 млн. долларов наличными, которые они хотели положить себе в карман!
А кто туда будет проводить электричество, воду? Ведь если они там все поселятся, это будет новый поселок примерно на 6 тысяч человек! Сравните: у нас в районе есть поселок Чапаевка с населением 5600 человек. Там есть клуб, школы, детсады и больница. А тут кто-то “снимает” бабки, а государство должно за свой счет строить и проводить коммуникации? Они приходили ко мне и предлагали провести воду самим. Но это как минимум миллион долларов! Кто на себя возьмет это?

- Так что же будет с землей?
- Землю мы ни у кого не забираем. Там пашня - можно сажать любые зерновые культуры, получать урожай. Они стали просить разделить 162 гектара по 10 соток. Но такое разве возможно? В этом районе существует норматив минимального участка от 1996 года, который утвержден на сессии маслихата, - это 6 гектаров.

- Но земли там пустуют уже третий год...
- Это только потому, что хозяева там ничего не садят. В прошлом году мы их предупредили о последствиях неиспользования земли. В этом году еще раз комиссию отправим. Если там по-прежнему ничего не посадят - к концу года через суд можем забрать землю.

- Женщины “Гибрата” обращались за помощью в партию “Нур Отан”, и там им сказали: перепишите владельца земли на общественное объединение, и там поспособствуют изменению целевого назначения. Это возможно?
- Знаете, есть много людей, которые не до конца что-то понимают и просто дают советы. Партия - это общественная организация, а не акимат. Ведь я должен поставить свою подпись под согласием изменить целевое назначение, а не партия! Но разве я пойду на такие вещи? У меня уже есть документ из ДВД Алматы о том, что возбуждено уголовное дело. Кстати, мне предлагали взятку в 2 миллиона долларов. И я этого не скрываю.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира Заикина

Поделиться
Класснуть