10634

Айдар АЛИБАЕВ, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана: Хотели, как в Чили. А что получ

Айдар АЛИБАЕВ, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана: Хотели, как в Чили. А что получили?Накопительная пенсионная система Казахстана сдувается на глазах. Только за третий квартал текущего года наши НПФ, по данным республиканского Агентства финнадзора, потеряли 48 миллиардов тенге инвестдохода. Причем почти 23 миллиарда “сгорели” только в сентябре. Более того, впервые за 10 лет существования накопительной системы фонды не только теряют инвестдоход своих вкладчиков, но и уходят в “минус” по общей сумме накоплений на старость.

- Чему здесь удивляться? - пожимает плечами Айдар АЛИБАЕВ, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана. - Спроектировать хорошую накопительную систему мы сумели. Наладить перевод денег в эту систему - тоже получилось. А вот нормально распорядиться этими деньгами ума не хватило...

- Люди в панике: один, проверив свой пенсионный счет, обнаружил исчезновение 65 тысяч тенге, у другого в одночасье “сгорели” 78 тысяч...
- Это еще цветочки. Один из моих знакомых лишился 3500 долларов, то есть в пересчете на тенге более 416 тысяч. В целом по стране, по моим подсчетам, только в октябре потеряно где-то 20-23 миллиарда тенге.
Проблема в том, что инвестируются “пенсионные” деньги далеко не лучшим образом. По большому счету, сегодня, как и десять лет назад, фондам их некуда вкладывать: набор доступных финансовых инструментов весьма скуден, не говоря уже о надежности этих инструментов. Наименее рискованны операции с государственными ценными бумагами, однако еще в 2003 году доходность ГЦБ практически сравнялась с уровнем инфляции.
Одним из факторов, негативно повлиявшим на пенсионную систему, стала аффилированность ряда накопительных фондов и компаний по управлению их активами (КУПА) с банками. Хотя, казалось бы, чем крупнее фонд, чем больше его капитал, тем он сильнее. Зато относительно небольшие НПФ оказались менее восприимчивы к потрясениям мировой финансовой системы.

- Парадокс?
- Только на первый взгляд. Еще когда мы только примеряли на себя чилийский опыт накопительной системы, их эксперты предупреждали нас: “Ребята, держитесь от банков как можно дальше!” Банки по природе своей ориентированы на получение прибыли, пенсионная же система призвана сберечь деньги граждан, отложенные на старость. Эти деньги - социальная бомба, понимаете? Ни в коем случае нельзя ими рисковать!

- В том, что пенсионеры - и состоявшиеся, и будущие - костерят отечественную накопительную систему, нет ничего удивительного. Но почему вы - один из ее “отцов-основателей” - так безжалостны к своему детищу?
- А вы думаете, нас 10 лет назад не ругали? Еще как крыли... Шахтеры, которым мы разъясняли суть пенсионной реформы, касками в нас швырялись! Мне искренне больно за то, что происходит. Как известно, наша система создана по образу и подобию чилийской. Но то, как пенсионные деньги работают в Чили и у нас, - это же небо и земля. Чилийцы инвестируют эти деньги в реальный сектор экономики - в строительство жилья и социальных объектов, в развитие отраслей промышленности и даже - в телекоммуникационный рынок. За счет пенсионных средств они, кстати, вывели на этот рынок альтернативных операторов связи и в итоге снизили тарифы на услуги связи в 3-4 раза.

Айдар АЛИБАЕВ, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана: Хотели, как в Чили. А что получили?- А нам что мешало пойти по этому пути?
- Еще до строительного бума, когда размер капитала, аккумулированного в казахстанских НПФ, едва перевалил за 100 миллиардов тенге, я предлагал направить эти средства на строительство бюджетного жилья. И сейчас, когда общий объем накоплений приблизился к 1,4 триллиона тенге, считаю, что этой огромной суммой можно распорядиться с умом. К примеру, построить нефтеперерабатывающий завод, оснащенный по последнему слову техники. Что, у нас дефицит ГСМ полностью изжит? Или жилищная проблема больше не актуальна?
Дело не только в том, что государство не проявляет заинтересованности в рациональном использовании пенсионного капитала, но и в отсутствии должного контроля за инвестиционной деятельностью НПФ и КУПА. Это же не тотализатор, не биржа, в конце концов! В Чили за фондами приставлен “смотрящий”, которого назначает лично глава государства. У нас, кстати, он тоже есть. Так вот, когда я спросил одного из основателей пенсионной системы, каковы гарантии, что со стороны этого “смотрящего” не будет злоупотреблений, он меня просто не понял и только повторял: “Его назначает лично президент”.

- Давайте уточним: имеют ли банки право использовать вклады пенсионеров для поддержки собственных “штанов”?
- В действующем законодательстве прямого запрета нет. Однако государство гарантирует вкладчикам сохранность только их базовых пенсионных накоплений. Инвестдоход гарантированию не подлежит.

- А что делать людям, обнаружившим пропажу части своих накоплений на старость, если уже не проценты дохода, а основная сумма подверглась “обрезанию”?
- Думаю, можно подать на НПФ в суд, и предпочтительнее - коллективный иск, а не индивидуальный. Тем более что пострадавших - десятки, если не сотни тысяч.

- Ваш прогноз дальнейшего развития ситуации?
- Прогнозировать довольно сложно, но одно могу сказать совершенно определенно: у пенсионных фондов в настоящее время нет возможностей для развития. Конечно, они сейчас будут прилагать максимум усилий к тому, чтобы минимизировать свои потери, начнут, точнее, уже начали перекраивать инвестиционный портфель. Но “хороших” ценных бумаг на рынке я не вижу.
Впрочем, паника - плохой советчик, поэтому не рекомендую вкладчикам метаться из одного НПФ в другой. Где гарантия, что завтра на старом месте не станет лучше, чем на новом?

Анатолий НИКОЛЬСКИЙ, Алматы
nikolski@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть