11060

Анау-мынау о Текущем Моменте

Анау-мынау о Текущем МоментеДанияр АШИМБАЕВ, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Холдинги и пирамиды
Несколько лет назад, глядя на одно из очередных творений столичной архитектуры, многие просто поднимали вверх брови и хмыкали: “Мол, а чего тут? Можем же себе позволить”. Лично я смысл этого грандиозного и очень даже недешевого сооружения увидел в минутном эпизоде теленовостей на одном из госканалов. Сюжет был посвящен визиту в столицу президента одной из соседних стран, с которой мы усиленно конкурируем.

Так вот, гостю был показан в числе прочих и памятник архитектуры. Камера - случайно или умышленно - секунд на 60 зафиксировала глаза дорогого гостя в момент лицезрения. А гость, надо сказать, был вовсе не из бедной страны, также сидит на нефти и газе и даже зачастую выступает с различными внешнеполитическими инициативами. Но та выразительность, та палитра эмоций, которая читалась в глазах дорогого гостя, заслуживает “Оскара” для оператора и - с учетом ситуации - ордена “Парасат”. Сначала президент пытался просчитать, хоть примерно, стоимость шедевра. Затем соотнести полученную сумму с объемом ВВП своей страны. Потом попытка понять смысл сооружения. Финальная мысль, читавшаяся в глазах гостя, явно показывала, что наш месседж он поймал. А месседж такой: мы можем это себе позволить, а ты - нет.

Надо честно признаться, что всех тех, кто смотрел, в этот момент схватил приступ легкого патриотизма. Или, если можно так выразиться, патриотизма “сытого”. В самом деле, экономика растет, а стабильность шагает по стране семимильными шагами. “Оранжевые” с поклоном ездят нефть клянчить. Давние соперники тихо сползают по стенке от наших “излишеств”.
За возможность почувствовать себя сытым патриотом, гражданином богатой, стабильной и бурно развивающейся страны на многие вещи смотрели с легкой иронией. Нет, ну в самом деле, чем отличается партия власти от партий, властью же финансируемых? И почему бы Европу в конце концов не приобщить к прелестям и удобствам однопартийной системы? И разве не замечательно, что в органе, отвечающем за борьбу с коррупцией, самый высокий процент арестов собственных работников? Является ли список казахстанских миллиардеров лишним доказательством межнационального согласия в стране или это просто совпадение? Или как далеко могут зайти процессы консолидации и капитализации государственных холдингов, нацкомпаний, СПК и институтов развития, если смысл их создания был утрачен еще на стадии оформления учредительных документов?

Почему в конце концов в стране один холдинг, одна партия, а “системообразующих” банков - сразу три? Почему один крупный чиновник считает, что “практика размещения бюджетных средств, выделенных на реализацию прорывных проектов, на депозитах коммерческих банков тормозит развитие республики”, а другой, рангом намного крупнее, считает, что задачей правительства является “стабильность ресурсной базы банковской системы, обеспечиваемой депозитами и вкладами национальных компаний, акционерных обществ и государственных предприятий”?

На эти (и многие другие) вопросы сложно ответить, опираясь только на здравый смысл или обвиняя всех в тотальной коррупции. Есть вопросы, на которые пока никто и не хочет отвечать. Например, что делать, когда Нацфонд кончится, госпакеты акций сложно будет поменять даже на коробок спичек и выяснится, что аграрные чиновники несколько “оптимистично” оценили виды на урожай? В странах, занимающихся экспортом сырья (особенно углеводородного), к сожалению, действует весьма неприятное в некоторых случаях правило. Рейтинг власти там прямо пропорционален цене на нефть…

Анау-мынау о Текущем МоментеАскар УМАРОВ, внештатный советник первого заместителя председателя НДП “Нур Отан” Национальное условие
Недавно один умный политолог в одной из казахстанских телепередач сказал, что нужно признать факт нецивилизованности казахов до прихода Советской власти.
В качестве аргумента он привел архивные кадры 20-30 годов XX века, где действительно присутствуют нелицеприятные образы “последних кочевников Евразии”.

Действительно, сегодня в нашем обществе, в особенности среди его европеизированной части, нередко преобладает закомплексованное и презрительное отношение к своему кочевому прошлому. Нас (среднее и старшее поколение) учили истории только лишь с позиции ленинизма. При этом настоящий образ простого народа-собственника, социального ядра (“ шағын hәм орта дәулетті қазақтар”), напрочь отсутствовал. А ведь это тот самый средний класс, о необходимости формирования и возрождения которого постоянно говорит глава государства. Но материальная память об этой “степной буржуазии” уничтожена.

Есть программа культурного наследия “Мәдени мұра”, государство создает условия для решения вопросов исторической и социальной памяти. Но проблема в ином. Скажите, когда вы в последний раз видели яркую и запоминающуюся передачу на телевидении или читали газетную статью на темы: “На каком языке общались в постджучинских улусах, в том числе правители ранней Казахской Орды?”, “Как одевались, чем жили простые жители Казахской Орды?”, “Каким был дворцовый этикет обращения к хану?”, “Кто был в составе военной элиты при определенном хане?”, “Каково было влияние тюркских военных династий на формирование государства в Московской Руси?” и т.д.

Вместо этого мы видим на старых фото, как комсомольцы в красной юрте учат грамоте тощих детей, как деморализованные коллективизацией бедняки на конях скачут вслед поезду, а казахская женщина, замотанная в какие-то тряпки, разъезжает на каком-то ободранном верблюде. В итоге молодое поколение начинает стыдиться своего прошлого. А наше постсоветское телевидение не устает крутить эти кадры по праздникам или использует в качестве видеошапок различных передач как “символы возрождения национального самосознания”. Трагикомичная и парадоксальная ситуация.

В стихотворении Абая “Ескілік киімі” дано описание простого повседневного казахского костюма. В нем в XVIII веке простой казахский “кедей” выглядел настоящим денди по сравнению со своими английскими и японскими “коллегами”. В отличие от “цивилизованных дикарей” (это Толстой дал такое название европейцам) в кочевом обществе превалировал эгалитаризм. Наш чабан всегда был не только частью культуры своего этноса, но и ее носителем, тогда как британский свинопас в первый раз осмелился войти в Букингемский дворец Блэнхема только после Второй мировой войны. Конечно, вчерашние японские и английские бедняки поднялись сегодня на самую высокую степень развития. И их рывок был подкреплен созданием среднего класса с серьезным ростом национального самосознания - основа основ гражданской нации.

У нас огромный потенциал для создания собственной школы постсоветской историографии и избавления от старых шаблонов и стандартов. Но сколько бы ни старалась власть, все зависит от усилий граждан. От тех, кто имеет в руках инструменты для работы с массовым сознанием, от журналистов, пиарщиков и политологов. Надо просто создать образ кочевников современного мира, вступивших в эпоху всеобщей глобализации, владеющих хорошим стартовым потенциалом, чтобы повести мир к следующей ступени развития. И здесь мы - неономады - будем первыми, если сумеем позитивно осмыслить то, что завещали нам предки.

Анау-мынау о Текущем МоментеАмиржан КОСАНОВ, заместитель председателя ОСДП Миллион расстояния
Два события произошли почти одновременно на прошлой неделе.
“Нур Отан” провел очередное помпезно-претенциозное мероприятие. С благородным, заслуживающим всяческого уважения названием - Антикоррупционный форум. Кто скажет, что тема не актуальна, не уместна и не нужна в нашей, сплошь погрязшей в коррупции стране?
Второе, не менее знаменательное, событие связано с экс-руководителем КТЖ Жаксыбеком Кулекеевым. Речь идет о почти оправдательном решении суда. Как бы виновен. Но… почти не виновен. Что-то не сработало в системе сдержек и противовесов межклановых разборок.

Отраден сам факт того, что на форуме наша власть наконец-то формально признала, что она… коррумпирована. Хорошо, что она делает жесткие заявления в адрес тех, кто дискредитирует имя честного чиновника. Ибо я знаю, и во власти есть тысячи и тысячи честных и порядочных людей. Нельзя всех мазать одним, коррупционным миром.
Можно поддержать многие правильные слова, прозвучавшие на форуме. Они у всех на устах. У некоторых в помыслах.
Но насколько заявленные “Нур Отаном” обществу меры эффективны? Насколько красивые слова правящей балом партии соответствуют ее деяниям?
Так как после тамошних бодрых отчетов и выступлений у меня, как и у других граждан, возникает несколько простых вопросов.

Как может бороться с коррупцией партия, которая и является рассадником этой самой коррупции. Как говорится, от слова до деяния - миллион расстояния.
Представьте, если бы не было чиновников, членов “Нур Отана”, у нас и не было бы самой коррупции. Не только рыба гниет с головы. Еще кое-что другое.
Может, для начала разберемся, что же случилось с ранее громко заявленной программой власти “10 ударов по коррупции”?
Нет ударов? Или нет коррупции?
А если она есть, то почему нет ударов?
Ведь даже в боксе рефери считает только до девяти. Или у нас другой вид спорта?
Рецепт борьбы с коррупцией гениально прост. Он был презентован нашей партией ОСДП на прошлых выборах. Об этом я пытался говорить во время теледебатов на канале “Хабар”. Но мне не дали возможности задать вопрос тогдашнему первому заму президента по партии.

Рецепт таков.
Это независимый, честно и справедливо избранный многопартийный парламент. Который мог бы контролировать исполнительную власть. Такие же маслихаты.
Это избираемая судебная система и акимы всех уровней.
Это действительная, без кавычек, свобода слова. Когда Генпрокуратура не сможет запретить СМИ пользоваться своим конституционным правом - распространять тот или иной материал.
При наличии этих условий не будет надобности проводить такие помпезные форумы.
Ибо коррупцию не победить на форуме одной партии, где один чиновничий ворон не может клевать глаз другому упакованному ворону.

Нужен другой форум. С обществом. С народом, который страдает от этой самой коррупции. С гражданами, которые, идя в акимат, берут с собой конверт, толщина которого определяется сложностью вопроса. С бизнесом, который в каждый свой проект закладывает коррупционную составляющую.
Пусть “Нур Отан” и делает такие замечательные заявления и программы. Пусть.
Но почему исполнение всех благих помыслов “Нур Отана” по борьбе с коррупцией не поручить обществу? Независимым СМИ. Неправительственным организациям. Оппозиционным партиям.
Мы сделаем не 10, а намного больше шагов по искоренению мздоимства, взяточничества и иной нечисти.
Вот было хорошее начало для диалога между властью и нами.
И, главное, народ бы точно поддержал!
Попробуем?

Поделиться
Класснуть