4483

Серик-Берик и Ко,

или Кто кормится на посредничестве

На 35-летнем пути по программе “Казахстан-2050” объявлен первый привал. Давосский экономический форум, по рейтингам которого Казахстану, как по ступенькам, предстоит переместиться из 50 наиболее конкурентоспособных государств в первую тридцатку, объявил 2015-й годом геополитических рисков. Девятьсот международных экспертов, участвовавших в подготовке ежегодного доклада, пришли к выводу, что в наступившем году крайне вероятны межгосударственные конфликты, падение правящих режимов и разрушение государств.

Одновременно президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ провел совещание по вопросам социально-экономического развития Казахстана, в ходе которого поручил перейти в режим экономии до окончания кризиса.
Когда ждать окончания кризиса, объявлено не было, зато констатированы его причины: понижение цен на нефть, продукцию черной и цветной металлургии. Кроме того, свое влияние оказывают ситуация на Украине, санкции в отношении России и положение российского рубля. В этой связи мы должны наблюдать за ситуацией и принимать соответствующие меры - так резюмировал глава государства.
Наблюдать, похоже, придется долго, а соответствующие меры - это тот самый режим экономии. Который, получается, тоже не скоро кончится, хотя меры уже сейчас приходится принимать буквально знаковые. Так, президент сказал, что сейчас необходимо завершить осуществляемое строительство, а новые проекты, включая некоторые инвестиционные стройки, приостановить. Конкретный перечень не озвучен, но примерно понятно, о чем речь. Например, если будет отложен горнолыжный курорт “Кокжайлау” - значит, положение действительно серьезное.
С другой стороны, никто не отменял только что введенную НЭП - новую экономическую политику “Нурлы жол”, объявленную в досрочном послании на этот год. А там - строительство лучевых дорог от Астаны, возведение новых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, модернизация ЖКХ и другие направления ускоренного освоения дополнительных средств из Национального фонда общим объемом по $3 млрд. ежегодно.
Завзятый оппозиционер усмотрел бы в этом противоречие, а я говорю: все логично. Да, расходование бюджетных и вообще государственных финансовых ресурсов необходимо серьезно сокращать - с ними все более напряженнее. А вот запасы Национального фонда приходится все активнее заводить во внутреннюю экономику - это валютная компенсация потерь от снижения цен на наш сырьевой экспорт, без таких вливаний курс тенге вообще не удержать.
Однако что в лоб, что по лбу: если краник бюджетных инвестиций приходится по необходимости все сильнее закручивать, а краник валютных вливаний из Нацфонда по необходимости же - открывать все сильнее. Все упирается в ту же давнюю проблему: неэффективное расходование средств. Престижные понты вместо промышленных объектов, откаты и распилы вместо производственных корпусов - все такое привычное и до боли родное.
Настолько привычное и родное, что возникает стойкая уверенность: ничего с этим не поделать. В самом деле, ведь и сами власти, причем на полном серьезе, год от года все более давят на коррупцию, а она от этого только поднимается. В смысле чем бескомпромисснее борьба, тем выше ранг коррупционеров. В конце концов, если по какому показателю мы давно и прочно вышли на первое место в мире, так это по числу госчиновников высшего ранга - руководителей национальных компаний, акимов областей, министров и даже премьеров, получивших тюремный срок за присвоение государственных денег. Выше поднимать уже вроде бы некуда. Что же делать?
А дело-то ведь не в чиновниках, а в… посредниках. Какое должностное преступление ни возьми, обязательно вытягивается цепочка аффилированных юридических лиц, через которые государственная денежка идет на все запланированные благие дела, сильно истончаясь как раз на этой промежуточной инстанции. Да что преступления: самый нормальный и стандартный для нас процесс - обязательное наличие какого-нибудь ТОО “Серик-Берик и Компания” как мостика между государством в роли заказчика, покупателя или инвестора и тем реальным бизнес-субъектом, который исполняет госзаказ, или поставляет государству требуемое, или проектирует и осуществляет инвестиционное строительство.
Так что дело не в злоупотреблениях отдельных лиц, а в самой системе, выстроенной в расчете на распилы и откаты. Причем (внимание!) я вам сейчас скажу потрясающую вещь: такая распильная система выстроена у нас не вредительским шпионским способом, а по естественной, так сказать, необходимости.
Помните, в прошлый раз (см. “Игра по-крупному”, “Время” от 15.1.2015 г.) мы с вами говорили как минимум о $350 млрд. фьючерсной “премии”, подаренной Казахстану раздутыми биржевыми ценами на нефть. Так вот, их же надо как-то оприходовать, распределить по бенефициарам-получателям. А где большие деньги, там и работа немалая: требуются процедуры, структуры, люди, наработанный опыт и связи. Это, конечно, не пшеницу выращивать, не нефть добывать и не металл выплавлять, но тоже труд непростой, требующий немалой квалификации и очень, очень крепких нервов.
Сами посудите: возьмем любой тендер хоть на научное исследование, хоть на строительство автодороги, хоть на выполнение госзаказа СМИ. Все всё заранее знают и понимают: выигравшие тендер “серик-берик” ничего делать не будут (у них самих и нет ничего) - они найдут исполнителей, которым достанется 100 процентов работы и хорошо если 50 процентов тендерной стоимости.
Это никакой ни для кого не секрет. Тем не менее все (кто активно, кто обреченно) соблюдают такой установленный порядок.
А кризис, братцы мои, он как раз вот эту никем в стране не зарабатываемую, а только распределяемую экспортно-сырьевую “премию” и убрал. В чем и суть переживаемого нами системного кризиса, а вовсе не в арифметическом снижении стоимости барреля или падении курса рубля.
Такой кризис ни бюджетными урезаниями, ни валютными вливаниями не преодолеть. Требуется структурная реформа, причем в первую очередь политическая, а на ее базе - экономическая. Если в двух словах, то надо, во-первых, реструктурировать власть: учредить в городах само­управление с самостоятельными бюджетами, передать формирование правительства и контроль над ним реально избираемому парламенту.
Во-вторых, включить во взаимоотношениях государство - бизнес так называемый третий сектор. Тендер ли, госзаказ ли или тарифный процесс - везде вместо ТОО “Серик-Берик” должна появиться такая НПО (неправительственная организация), без которой необходимой прозрачности не получится…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть