8608

Аксиома не для всех

Скандал в департаменте юстиции Астаны: подчиненные Марата БЕКЕТАЕВА сделали все возможное, чтобы помешать американскому инвестору вернуть деньги, похищенные гражданкой Казахстана 

На прошлой неделе газета “Время” первой среди отечественных СМИ сообщила о задержании двух высокопоставленных сотрудников столичного департамента юстиции: заместителя руководителя Рауана РАМАЗАНОВА и начальника управления Еркина ДАУЛЕТБАЕВА. Борцы с коррупцией взяли обоих при получении 22 миллионов тенге. Эти деньги, по материалам следствия, полагались чиновникам за незаконное снятие ареста со счетов крупной компании (см. “Задержаны за неарест”, “Время” от 3.3.2018 г.). А сразу после выхода статьи пресс-служба Министерства юстиции распространила пресс-релиз, где официально подтвердила задержание своих столичных коллег, а позже в департаменте появился новый начальник. Но, как оказалось, газету “Время” читает не только министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ, но и зарубежные инвесторы, работающие в Казахстане. Один из них - Аркадий ОРКИН, гражданин США, ставший жертвой казахстанских мошенников и потерявший огромные деньги из-за уже осужденной владелицы столичного ресторана “Тифлис” Надежды СЕИТОВОЙ (на снимке). Однако инвестору до сих пор не возмещен ущерб от ее преступной деятельности. По мнению Аркадия Оркина и его юристов, получить почти 633,5 миллиона тенге им мешают в том числе сотрудники департамента юстиции города Астаны.

Мы уже рассказывали нашим читателям о сложной ситуации, в которую попал гражданин США Аркадий Оркин, доверивший казахстанской предпринимательнице Надежде Сеитовой миллионы долларов, которые она попросила для своего бизнеса (см. “Форбс и маленькие тележки”, “Время” от 10.8.2016 г.). Сам американский бизнесмен в интервью нашей газете поделился подробностями мошеннической схемы, в которую его втянули парт­неры из Казахстана (см. “Американский инвестор Аркадий Оркин: В бизнесе за непорядочность выносят пожизненный приговор”, “Время” от 2.11.2016 г.).
Дело о махинациях владелицы ресторана дошло до суда, и в конце 2016 года Надежда Сеитова и ее супруг Яков ГОДИН были признаны виновными в мошенничестве и приговорены к шести годам лишения свободы каждый. Суд также определил, что они должны возместить ущерб господину Оркину в размере 633 миллионов 570 тысяч тенге. А вот в апелляционной инстанции приговор был изменен: Надежда Борисовна попала под амнистию, ее срок сократили наполовину, и в результате она получила всего три года лишения свободы; такие сроки обычно дают за кражу мобильного телефона. Яков Годин под амнистию не попал, и его наказание осталось прежним.
- Мы считаем это странным и несправедливым решением, так как всеми мошенническими схемами занималась и руководила именно Надежда Сеитова, - говорит официальный представитель Аркадия Оркина в Казахстане Тенгиз МИХЕЛАШВИЛИ. - На суде было однозначно доказано, что именно Сеитова прикарманила все похищенные незаконно выведенные из оборота и обналиченные в дальнейшем деньги, а Яков Годин лишь выполнял ее поручения и к деньгам не прикасался. Кроме того, Яков Годин на протяжении всех судебных заседаний давал правдивые показания в отличие от его супруги, но в итоге получил в два раза больше, чем она. И это, безусловно, несправедливо.
После того как приговор суда вступил в силу, Яков Годин был этапирован в колонию, а Надежда Сеитова осталась в Астане.
- Весь 2017 год Сеитова провела в следственном изоляторе столицы, - разводит руками Тенгиз Михелашвили. - Как нам рассказывали общие знакомые, она свободно пользовалась мобильным телефоном, еду ей возили из собственного ресторана “Тифлис”. В общем, сидела она как на курорте. Ресторан Надежды Сеитовой продолжал работать и во время следствия, и во время судебного процесса, и по сей день открыт. То есть “Тифлис” приносит прибыль, с помощью которой Сеитова должна бы возместить ущерб Аркадию Оркину. Однако ни одного тенге пострадавший так и не получил. Более того, когда судебные исполнители начали предпринимать какие-то действия в отношении ресторана, Сеитова тут же подала на них жалобу в суд, где указала, что любые меры в отношении ее имущества она считает “неразумными” и судебные исполнители “рубят сук, на котором сами сидят”. Дескать, если работа ресторана будет остановлена, то она не сможет гасить долг. Абсолютно бессовестное и лживое заявление, но суд его все равно принял во внимание.
Что касается ущерба, даже после смягчения приговора Сеитова по-прежнему должна выплатить американскому инвестору 633 миллиона 570 тысяч тенге. До исполнения этого решения суд оставил все имущество Сеитовой под арестом. И вот здесь начались странности.
- Как известно, госпожа Сеитова много лет занималась бизнесом и у нее осталось имущество в Астане, - продолжает юрист. - В частности, речь идет об объектах недвижимости и действующем ресторане. В соответствии с законодательством Республики Казахстан и на основании постановления суда все имущество Сеитовой, а также ее племянницы Марины АИТОВОЙ, на которую формально записывали разные активы, было арестовано еще во время следствия в конце 2015 года. Со временем начали исчезать объекты арестованного имущества. Мы заявили об этом еще во время судебного процесса, но, к сожалению, нас не услышали. Каким-то образом продали машину, две квартиры, кафетерий “Корса” - все это ранее принадлежало мошеннице Сеитовой, но почему-то ушло другим людям.
Еще более интересные события начали развиваться вокруг двух самых ценных объектов недвижимости, принадлежащих Сеитовой: шестикомнатной квартиры и коммерческого помещения под ресторан в элитном доме на улице Сарайшык.
- Как выяснилось во время следствия, Сеитова часть похищенных со счетов денег, а именно 135 миллионов тенге, перевела якобы за товароматериальные ценности на счет одной из многих своих подконтрольных компаний “Элатив Астана”, - объясняет Тенгиз Михелашвили. - На суде подтвердилось, что на самом деле с помощью этой компании просто отмывали деньги, а ее якобы руководитель ДЕГТЕВА находилась в бегах как во время следствия, так и во время судебного процесса. Но вот что интересно: впоследствии эти же 135 миллионов тенге были полностью переведены одному из банков, работающему в Казахстане, в счет погашения кредита Сеитовой. Эту информацию подтвердил аудиторский отчет, проведенный в рамках уголовного дела. То есть получается, что добытые преступным путем деньги попали в банк в качестве оплаты за ипотеку. Оставим вопрос Нацбанку Казахстана, почему один из крупнейших банков страны раздает кредиты сомнительным компаниям. Нас удивляет другое: всегда, когда представители банка присутствовали на суде, то есть с сентября 2016 года, мы их информировали о том, что часть похищенных Сеитовой денег попала к ним. Просили сотрудников банка с вниманием отнестись к этому вопросу и предлагали предоставить любые материалы по этому поводу, однако наши голоса так и не были услышаны. Более того, в 2017 году банк сам обратился в суд, чтобы высвободить из-под ареста два объекта недвижимости Сеитовой, но получил отказ.
Но только судебными разбирательствами вокруг самых дорогих активов Сеитовой дело не закончилось.
- Как оказалось, банк еще в 2016 году заключил мировое соглашение с Надеж­дой Сеитовой и всеми ее аффилированными компаниями, - говорит Тенгиз Михелашвили. - Этот документ должен был урегулировать вопрос двух объектов недвижимости. Однако к этому моменту все имущество мошенницы уже было арестовано, то есть никакие сделки с ними не могли быть зарегистрированы департаментом юстиции. Следовательно, законных оснований для снятия обременения не существовало: Сеитова уже осенью 2016 года была водворена в следственный изолятор, а ее имущество было арестовано в качестве обеспечительной меры для потерпевших. И тут неожиданно появляется частный судебный исполнитель Абдулла ДОСЖАНОВ. И несмотря на то что уже в декабре был оглашен приговор Сеитовой, в котором четко указано, что все наложенные судами аресты остаются без изменения до исполнения гражданского иска, он инициирует торги по двум арестованным объектам недвижимости, банк принимает в них участие и выкупает оба актива гораздо дешевле рыночной стоимости. Хочу напомнить: имущество арестовано, любые операции по нему незаконны! Но банк это не останавливает - он передает документы на регистрацию в департамент юстиции Астаны, но чиновники, как и полагается, отказывают в регистрации. Раз стоит арест, то нельзя ничего переоформлять. Точка.
Любой риелтор или юрист из сферы недвижимости знает, что без снятия обременения перерегистрация объекта невозможна. И поэтому банк обращается в суд еще раз, чтобы отменить постановление о наложении ареста.
- В апреле 2017 года судебная коллегия по уголовным делам гор­суда Астаны отказывает банку в удовлетворении жалобы на постановление следственного судьи о наложении ареста, - объясняет представитель Аркадия Оркина. - Затем Сарыаркинский райсуд №2 отказывает банку в заявлении о снятии ареста с двух объектов недвижимости. Наконец, в июле кассационная инстанция горсуда Астаны еще раз отказывает банку в обжаловании предыдущего постановления. То есть суды подтверждают: нельзя перепродавать и перерегистрировать арестованное имущество, это аксиома. Но, видимо, не для судебных исполнителей и департамента юстиции. В сентября 2017 года частный судебный исполнитель Досжанов издает постановление о снятии всех арестов с обоих объектов по улице Сарайшык. Это 50 обременений сразу! Эту бумагу утверждает сотрудник департамента юстиции АУБАКИРОВ, который подчиняется непосредственно заместителю руководителя Адилю МАХАТУ. И в октябре 2017 года департамент юстиции регистрирует оба объекта недвижимости как имущество банка. Но это еще не все! Уже в ноябре, то есть спустя месяц после переоформления, банк пода­ет апелляционную жалобу в горсуд Астаны, требуя… снять аресты с этих же объектов. И снова получает отказ! При этом в суде у представителя банка спросили, как же получилось, что имущество уже переоформлено. На что тот заявил, что ничего об этом не знает! Получается, что все судебные запреты были проигнорированы, а итоговое решение по двум активам стоимостью более двух миллионов долларов принимал самый обычный частный судебный исполнитель и рядовой сотрудник департамента юстиции Астаны. Вы верите, что такое возможно?
Столкнувшись с такой бюрократией, американский инвестор и его юристы были вынуждены вновь обратиться в суд, чтобы уже там разобрались, какие сделки с арестованным имуществом законны, а какие - нет.
- Нами инициированы судебные разбирательства по признанию незаконными сделок по этим двум объектам имущества. И теперь нам придется судиться и с банком, и с департаментом юстиции, и с частным исполнителем, - говорит международный юрист Аркадий БУХ, также представляющий интересы американского инвестора. - Представляете, сколько времени и сил на это уйдет? И хотя мы абсолютно убеждены, что добьемся справедливых решений, нас настораживает отношение со стороны казахстанских чиновников к иностранным инвесторам, которые работают в Казахстане. Получается, что теперь ущерб американскому гражданину нанесен сотрудниками департамента юстиции города Астаны, которые относятся к Министерству юстиции, то есть к правительству Республики Казахстан. Выходит, что гражданин США не может получить свои деньги по вине правительства Казахстана, в частности подчиненных министра юстиции Марата Бекетаева. Знает ли министр, что у него происходит буквально под носом, в столичном департаменте? Что нам делать в этом случае? Подавать в международный арбитраж иск на правительство Казахстана? Вы прекрасно знаете, что подобных претензий к казахстанским чиновникам и так много, уже арестованы счета Национального фонда Казахстана. Неужели только таким образом можно вернуть назад деньги, пропавшие в Казахстане? Мы готовы и к такому развитию событий. Кроме того, наши юристы в США рассматривают возможность обращения в ФБР, так как, по их мнению, на это есть существенные основания, о которых я упоминать в интервью газете не могу.
Вот и получается, что американскому инвестору Аркадию Оркину уже третий год приходится бороться за возвращение своих денег, вложенных в казахстанский бизнес.
- Вы знаете, совсем недавно президент США Дональд ТРАМП принимал в Белом доме президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА, - подключается к разговору Аркадий Оркин. - В Америке этот визит очень широко освещался местными СМИ, и президент Казахстана получил много положительных отзывов как от журналистов, так и от политиков. Сам президент Трамп отметил вклад Нурсултана Назарбаева в развитие казахстанско-американских отношений. Также ваш президент встречался в США с бизнесменами, приглашал их сотрудничать, рассказывал о больших перспективах в вашей стране. И многие крупные компании действительно хотят работать в Казахстане, но они всерьез оценивают риски, связанные в том числе с работой правительства. И мой пример показывает, что казахстанские чиновники не хотят поддерживать своего президента в желании привлекать честных инвесторов, готовых развивать экономику вашей страны, создавать рабочие места, запускать производства, платить налоги. Сегодня с таким отношением со стороны чиновников столкнулся я, завтра от беззакония пострадают другие иностранные инвесторы, а послезавтра никто не захочет вкладывать деньги в Казах­стан. И кто будет в этом виноват?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта weproject.kz,Астана

Поделиться
Класснуть