19092

Мёртвые не расскажут, следствие не покажет?

Погибший Евгений ТОКМАКОВ с дочкой Евой.

Карагандинские полицейские огласили официальную версию расследования громкого ДТП, участницей которого стала Меруерт ШАБАКБАЕВА - дочь зампреда республиканского финпола Марата ШАБАКБАЕВА. Правоохранители утверждают, что в момент аварии девушка находилась на пассажирском сиденье. Но поскольку результаты многочисленных экспертиз пока не готовы, возникает достаточно много сомнений в достоверности заявлений следствия.

Напомним: в ночь на 8 мая близ Караганды в результате столкновения “нивы” и “субару” погибли двое мужчин. Меруерт Шабакбаева, находившаяся в “субару”, с травмами была госпитализирована в больницу (см. “Рулите - и обрящете”, “Время” от 15.5.2014 г.).
На пресс-конференции в минувший четверг начальник управления дознания ДВД Карагандинской области Канат ИСКАКОВ (на снимке справа) то и дело опускал голову и прятал глаза от объективов видеокамер. Было очевидно, что отвечать на вопросы журналистов ему нелегко.
- В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 296 УК (“нарушение ПДД, повлекшее за собой смерть человека”). Расследуется оно управлением внутренних дел города Караганды. Назначен ряд судебно-криминалистических экспертиз, будет проведен большой комплекс автотехнических
экспертиз. За рулем “субару” был молодой человек (Диас АЖИГАЛИЕВ. - И. М.) (на снимке слева), который погиб, и в “ниве” тоже молодой человек (Евгений ТОКМАКОВ. - И. М.) погиб. Девушка (Меруерт Шабакбаева. - И. М.) в качестве пассажира сидела, - скомканно проинформировал Искаков журналистскую братию.
- Каким образом это установили?
- У нас есть ряд очевидцев, свидетелей, которые конкретно это утверждают. Планомерно мы их допросили и... соответствует это действительности, - ответил начальник дознавателей.

При этом он не назвал свидетелей трагедии, упоминаемых отцом погибшего водителя “нивы”. Напомним, Владимир ТОКМАКОВ (на снимке) сообщил, что нашел людей, ставших очевидцами ДТП. По их словам, за рулем иномарки находилась Меруерт Шабакбаева. Выжила она только потому, что именно водительское место “субару” уцелело во время аварии. Правая же сторона машины, где сидел Ажигалиев, была раздавлена всмятку, что подтверждается фотоснимками. К тому же очевидцы рассказали Токмаковым, что девушку достали из-за руля, а мертвого парня - с переднего пассажирского сиденья.
- Я пока не могу дать вам встретиться с этими людьми, - пояснил корреспонденту “Времени” Владимир Токмаков. - Мы боимся, что их запугают и они откажутся от своих показаний. Сейчас полицейские допрашивают свидетелей с нашей стороны и оказывают на них серьезное давление. Подождите пару дней, может, ситуация изменится к лучшему.
Между тем докопаться до истины намерены и родственники погибшего Диаса Ажигалиева. Как стало известно, они приехали в Караганду из Астаны и сейчас изу-чают детали происшествия. Нам удалось связаться по телефону с мамой Диаса - Бибигуль. Но женщина расплакалась и передала трубку подруге.
- Конечно, мы очень сомневаемся в версии полиции, - рассказала женщина. - У Диаса все травмы - с правой стороны: сломана рука, плечо, ключица, и голова повреждена именно справа. Еще нас удивило долгое молчание полицейских, ведь о смерти Диаса нам сообщили только через двое суток после аварии! Сама я говорить от имени его семьи не могу. Позвоните через пару дней, когда мужчины вернутся. Потому что мама Диаса сильно переживает и общаться с кем-либо сейчас вряд ли сможет...
К слову, у полиции нашлись объяснения нерасторопности ее сотрудников по поводу оповещения родных о скончавшихся в аварии их близких. Весьма странные, заметим, объяснения.
- Родственникам сообщили в установленные временем сроки, - туманно высказался Канат Искаков.
- А как и чем, каким документом установлены эти сроки?
- Ну вам же сказали: как только лица были установлены, об этом сообщили родственникам, - поспешил на выручку коллеге пресс-секретарь ДВД Жанатай СЕМБЕКОВ (на снимке).
Интересно, что помешало стражам порядка быстро установить личности погибших? У Евгения Токмакова были водительские права, удостоверение личности и служебная “корочка”, где значилось, что он работает начальником службы безопасности охранной фирмы “Арыстан S”. Кроме того, на заднем стекле его автомобиля был наклеен крупный логотип с названием фирмы. Не говоря уже о госномерах машин, по которым пробить владельцев - дело нескольких минут. А назвать данные Диаса Ажигалиева вполне могла выжившая в ДТП Меруерт Шабакбаева. Но, видимо, кому-то было выгодно тянуть время...
Что же касается улик - отпечатков пальцев на руле “субару”, образцов крови погибших, - то они, увы, остались за скобками пресс-конференции.
Одним словом, родственникам погибших в поисках истины придется нелегко. Ведь даже уголовное дело возбуждено по части 2 (“Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека”) статьи 296, а не по части 3 той же статьи, устанавливающей ответственность за смерть двух и более лиц. Если нынешняя версия следствия обретет реальные черты, то виновником аварии сделают выскочившего на встречную полосу... Диаса Ажигалиева. А поскольку он сам скончался, то и спросу ни с кого не будет. Дело попросту закроют.
Отец и вдова Евгения Токмакова просят откликнуться всех свидетелей трагедии, которые могут рассказать о деталях ДТП или поделиться видео с места происшествия. Им можно позвонить по телефонам: 8-701-724-04-74 и 8-777-351-51-32.

У водителя “нивы” не было шансов выжить...

Вот так сейчас выглядит попавшая в ДТП “суба­ру” с правой стороны...

...а вот так - с левой, водительской.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, из архива семьи ТОКМАКОВЫХ и из соцсетей, Караганда

Когда верстался номер

Вдова Евгения Токмакова Женя рассказала нам свежие подробности полицейского расследования:
- Отец Евгения Владимир Михайлович ездил в Кировский отдел полиции к дознавателю АШКЕНОВУ. Выяснилось, что в уголовном деле имеются только опросы родителей погибших парней. Нет никаких экспертиз. Под них даже бланки не были заполнены! Показаний свидетелей там тоже не было! Потому что их у полицейских в действительности нет - они сами попросили нас предоставить наших очевидцев и видео, если таковое имеется...
Кроме того, Евгения сообщила: она встречалась с отцом и братом Диаса Ажигалиева. Его папа - хирург - подтвердил: все травмы на теле сына были с правой стороны, что свидетельствует о его нахождении в момент столкновения машин на пассажирском сиденье “субару”. Со слов Евгении Токмаковой, родные Ажигалиева намерены провести независимые экспертизы, чтобы установить обстоятельства его гибели. А когда у них будет достаточно сведений, возможно, соберут пресс-конференцию в Астане.
Между тем нам удалось дозвониться по служебному номеру Марата Шабакбаева. Там нам ответили, что зампред финполиции в данный момент находится в отпуске и связаться с ним нет никакой возможности.

Поделиться
Класснуть