5350

Застава вне устава

Скандальный процесс завершился в Карагандинском военном суде: бывшего начальника восточноказахстанской заставы “Туат” Армана КУАНЫШПАЕВА приговорили к пяти годам колонии. Бравый лейтенант бил и унижал рядовых, изощренно издевался над ними - к примеру, заставлял в зной бегать в закрытых защитных костюмах. Один из солдат, Арман НАУРЗГАЛИЕВ (на снимке), не выдержал и свел счеты с жизнью. 

Мы уже писали о том, что в мае прошлого года уроженец западноказахстанского села Чингирлау 19-летний Арман Наурз­галиев, по версии следствия, застрелился на пограничной заставе “Туат” Зайсанского погранотряда (см. “Последний наряд”, “Время” от 13.5.2014 г.). Тело Армана с огнестрельной раной головы обнаружил сменивший его в наряде сослуживец. На заставу сразу же выехала следственно-оперативная группа военной прокуратуры Усть-Каменогорского гарнизона.
Выяснилось: командир погран­отряда 23-летний Арман Куаныш­паев устроил форменную дедовщину. Он и стал подозреваемым в доведении солдата-срочника до самоубийства.
- Экспертиза показала, что рядового Наурзгалиева действительно довел до самоубийства Куанышпаев, - сообщил военный прокурор Усть-Каменогорского гарнизона Ерлан БЕТЕКБАЕВ. - В материалах экспертизы сказано: “Наурз­галиев при жизни психическими заболеваниями не страдал. В период, предшествующий суициду, Наурзгалиев находился в состоянии сильнейшего стресса”.
По словам военного прокурора, на погранзаставе творились неслыханные безобразия.
- Вот выдержки из протокола: “В 18.30 Куанышпаев, находясь в помещении погранзаставы “Туат”, после сделанных замечаний дает солдату срочной службы Наурзгалиеву команду “К бою!”. По команде военнослужащий принимает положение лежа на животе и готовится к ведению огня”. Понимаете, в помещении заставы Куанышпаев давал команду “К бою!”. Это настоящий произвол! - возмущается Бетекбаев.
И вновь цитирует протокол: “5 мая в 10.00 Куанышпаев, используя в качестве повода неточный доклад рядовых, дал команду военнослужащим надеть общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и продолжить несение службы в стальных касках”. ОЗК - это защитный комплект формы от радиационной и химической угрозы, в него входит противогаз. Куанышпаев заставлял солдат в жару бегать в этой амуниции. Зачем было это делать? Никакого разумного объяснения нет и быть не может. Куанышпаев просто демонстрировал свою силу и власть.
В ходе следственных проверок еще семь солдат сообщили, что начальник заставы издевался и над ними. Однако чаще всего доставалось Наурзгалиеву. По информации надзорного ведомства, после очередной, особенно унизительной экзекуции со стороны Куанышпаева Арман Наурзгалиев мог попросту сломаться и во время очередного наряда взять оружие и выстрелить в себя.
С мая 2014 года по февраль 2015-го следствие разбиралось в обстоятельствах дела. И наконец 16 февраля военный суд Карагандинского гарнизона (дело рассматривалось в другой области из-за специфики отправления правосудия в Вооруженных силах) признал Куанышпаева виновным в смерти солдата. За “превышение власти, повлекшее тяжкие последствия”, экс-командир заставы получил пять лет колонии общего режима.
Арман Куанышпаев не признал свою вину. Тем не менее родным Армана Наурзгалиева он должен выплатить три миллиона тенге - моральный ущерб и расходы, которые понесли родители солдата во время следствия и суда.
Между тем родственники погибшего не согласны ни с выводами следствия, ни с приговором суда.
- Моего сына убили, - заявил журналистам отец Армана Марат НАУРЗГАЛИЕВ. - Во-первых, на автомате, из которого якобы застрелился сын, нет его отпечатков пальцев. Во-вторых, я присутствовал на вскрытии и видел на его запястьях ссадины от наручников, на теле - гематомы и следы, которые остаются от тушения сигарет. Значит, нашего мальчика пытали и затем убили! Я считаю, что с сыном расправились, а потом представили все как самоубийство.
В военной прокуратуре Усть-Каменогорска эту версию категорически отвергают.
- Такой сценарий в ходе следствия не подтвердился, - пояснил Ерлан Бетекбаев. - Никаких оснований не доверять результатам экспертизы и суду нет. При всех следственных действиях присутствовали отец и дядя погибшего. Насчет повреждений на теле Армана Наурзгалиева... Нужно учитывать, что Куанышпаев давал незаконные команды. Представьте, если отдать команду надеть ОЗК, то солдаты бегут с автоматами, которые ударяют по бедрам. Оружие натирает и оставляет синяки на теле.
Марат Наурзгалиев намерен обжаловать приговор.

Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск

Вместо P.S. В последние годы ЧП и скандалы на пограничных заставах Восточного Казахстана случались с незавидной регулярностью.
18 июня 2012 года 11 новобранцев самовольно покинули заставу “Терсайрык” Зайсанского погранотряда. Солдаты сообщили, что дезертировать их вынудили избиения со стороны военнослужащих-контрактников. По решению суда начальник погранзаставы и два сержанта-контрактника получили сроки заключения от трех до семи лет.
7 июня 2013 года рядовой воинской части близ Ново-Ахмирово пытался покончить с собой, перерезав вены. Юноша пояснил, что решил свести счеты с жизнью, не выдержав издевательств конт­рактников.
1 сентября 2013 года срочник из Актау Даурен ХАСАНОВ застрелился из офицерского пистолета. Возбудили уголовное дело по статье “Халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия”. В гибели солдата обвинили заместителя начальника по боевой подготовке и дежурного по заставе. По решению суда оба... остались на свободе.

Поделиться
Класснуть