9027

Страсти районного масштаба

Наша публикация об изнасиловании восьмиклассницы из Байдибека, словно бомба, разорвала Казнет. Обитатели блогосферы самого разного социального, образовательного и ментального уровня требовали наказать насильника и защитить его жертву, а руководитель одного из подразделений Нацпалаты предпринимателей “Атамекен” Мурат АБЕНОВ (на левом снимке) даже на некоторое время оставил тяжкие думы о взаимодействии бизнес-сообщества с государством, чтобы через соцсети потребовать отставки районного прокурора Абуталипа МУСТАФАЕВА (на правом снимке), обнародовавшего эту историю.

Напомню, жительница Байдибекского района с помощью шымкентской интернет-активистки, прячась от видеокамеры, рассказала всему миру, что ее 14-летнюю дочь неизвестные, угрожая электрошокером, похитили и изнасиловали. Женщина жаловалась, что следствие заморожено, а насильник гуляет на свободе. Через соц-сеть мать просила Генеральную прокуратуру, МВД вмешаться в дело и арестовать преступника.

Между тем в интервью нашей газете, опубликованном в минувшую субботу (см. “То ли насильник, то ли жених”, “Время” от 3. 6. 2017 г.), прокурор района Абуталип Мустафаев поставил вопрос о том, было ли изнасилование или все произошло без принуждения. Мустафаев особо отметил, что заявление о похищении девочки мама написала через три недели (!) после происшествия, поиск школьницы и возвращение ее домой были инициированы прокуратурой, а не родными ребенка. Прокурор также рассказал: сразу же по возвращении домой (произошло это уже в день похищения) восьмиклассница категорически отрицала предположения о насильственных действиях в отношении себя, а ее мать написала заявление, что не имеет ни к кому претензий. Именно прокуратура направила девочку на экспертизу, которая не подтвердила факта изнасилования, зато установила: школьница задолго до ее похищения уже имела сексуальный контакт. Обо всем этом районный прокурор рассказал нашей газете в субботнем интервью. А уже в понедельник г-н Абенов призвал общественность потребовать отставки прокурора. Особенно возмутило борца за справедливость то, что прокурор якобы нарушил тайну частной жизни школьницы. “Кто дал право разглашать результаты экспертизы, особенно в той части где возникли подозрения о том, что возможно у нее ранее был опыт половой жизни”, - написал в своем блоге атамекеновец (синтаксис автора поста приведен без изменений. - З. М.).
Между тем еще за несколько дней до интервью Мустафаева мама девочки в своем видео-обращении сама вынесла на всеобщий суд шокирующие итоги экспертизы! При этом женщина обвинила экспертов и полицейских в фальсификации результатов анализов. Это осталось “незамеченным” правдолюбцем из нацпалаты. Он прямо обвинил прокурора (а косвенно - газету “Время”, которую назвал в своем посте в Фейсбуке) в разглашении сведений об интимных сторонах жизни несовершеннолетней. При том, что ни прокурор, ни тем более газета не упомянули имен и фамилий людей, задействованных в этой мутной истории. Больше того, Мустафаев даже не назвал аул, где живет семья потерпевшей. Нет в статье и имени блогера, помощью которого воспользовалась мать школьницы.
Так чьи же права ущемил прокурор? Абенов (между прочим, юрист по образованию) в своем официальном обращении в Генпрокуратуру просит дать правовую и этическую оценку действиям районного прокурора. “На лицо нарушение только в этой статье нарушение ряда статей наших законов”, - констатирует он (орфография и стилистика спикера сохранены. -З. М.). Понятное дело, глас вопиющего был услышан, и 5 июня решением прокурора ЮКО Ибрахима ИМАНОВА Мустафаев был отстранен от занимаемой должности. Сейчас идет служебная проверка. По ее итогам решится судьба прокурора. Досталось и районным полицейским, которым инкриминируют халатность (см. “Прокурор, твое дело - надзор”, “Время” от 7.6.2017 г.).
Тем не менее эта неод­но­знач­ная (мягко говоря) ис­то­рия породила немало воп­росов. За ответами на них я отправилась в Байдибекский район. Понятно, что первым пунктом программы было интервью с потерпевшей и ее семьей. Часа два прождала я их на крыльце районной прокуратуры, пока с потерпевшими беседовал специально откомандированный представитель областной прокуратуры (в райпрокуратуре сейчас безвластие: Мустафаева от работы отстранили, а и.о. так и не назначили). Рядовые сотрудники надзорного органа шарахались от моего диктофона как черт от ладана. Полагая, что мама девочки, которая искала поддержку у блогеров, непременно воспользуется шансом рассказать о беде и обидах огромной читательской аудитории газеты “Время”, я попыталась взять интервью у нее. Однако, услышав, что я журналист, девочка, ее мама и бабушка буквально дали стрекача. Полицейские тоже предпочли поймать тишину.
Не внесли особой ясности и учителя девочки.

- В тот день (10 мая. - З. М.) она отсидела первый урок, а после, сославшись на головную боль, отпросилась, - рассказала классный руководитель восьмиклассницы Анор ЖУМАЕВА. - Ближе к полудню позвонили ее родители и сказали, что девочку украли. Мама рассказала, что ей об этом сказала дочь, позвонив по телефону. Мы тут же сообщили в РОВД. Я и другие учителя поехали домой к ним, а директор школы вместе с полицейскими искал ее. Я дождалась, когда девочку привезут. Она плакала, тряслась, но ничего не рассказывала. Я ее успокаивала, а потом мы стали вести с ней ежедневные беседы - и сейчас она уже почти вошла в норму.
По отзывам педагогов, девочка способная, учится неплохо, но замкнутая - даже скрытная. Возможно, это из-за проблем со здоровьем. Года два назад ей сделали операцию на сердце, и теперь оно работает благодаря вживленному механизму. Нынешний учебный год школьница провела на домашнем обучении, но иногда - если позволяло состояние - приходила на уроки, чтобы побыть с одноклассниками. Школа помогает многодетной и малообеспеченной семье. У девочки шестеро сестер и братьев, родители безработные. Государство обеспечивает их бесплатным углем, бесплатными учебниками, учеников - горячими обедами, к началу каждого учебного года выделяет деньги на покупку школьного обмундирования.
- Не понимаю, как это могло случиться, - недоумевает директор школы Марат КЫРЫКБАЕВ. - Мы постоянно проводим с детьми, с родителями беседы. Приглашаем лекторов из Шымкента... А тут такое… Как только узнали о похищении, сразу же собрали учениц - с 5-го по 11-й класс, предупредили, как надо себя вести, чтобы защитить себя, устроили родительское собрание.
Никогда ничего подобного в их школе не было, в один голос говорят учителя. Сейчас они пытаются помочь ребенку, но опыта и знаний маловато.
Свою помощь семье, оказавшейся в беде, предложили и аксакалы, однако не встретили понимания. Старики считают: главное сейчас - отнюдь не поиск правых и виноватых. Куда важнее закрыть рот сплетникам. Аул маленький, и неудивительно, что восьмиклассница стала ”темой дня” для болтунов и бузотеров (и, как мы уже убедились, не только аульных. - Ред.).
- Как только мама этой девочки выступила в Интернете, в ауле началось брожение, - говорит член совета ветеранов района Ергешали АБДРАЗАКУЛЫ. - Под воздействием ее видеообращения многие стали возмущаться, особенно молодежь. Говорят, почему акимат молчит, правоохранительные органы бездействуют? Во время аузашара судачат об этом, в магазинах шепчутся. Кто знает, что из этого может разгореться... Прокурор рассказал все как есть - хотел погасить волну недовольства и сплетен, а его за то убрали. Неправильно это!
Мне удалось поговорить и с матерью арестованного парня (запись беседы имеется в распоряжении редакции. - Ред.). По словам женщины, ее сын даже не прикасался к школьнице. Она искренне не понимает, для чего мама восьмиклассницы ославила свою дочь на всю страну. Утверждает, что девочка полгода переписывалась с ее сыном в соцсети, называя себя студенткой (до нее парень поддерживал виртуальные контакты с ее сестрой), и тот до последнего этому верил. 10 мая девочка предложила ему встретиться, для чего сама приехала в Шымкент. В городе они гуляли в людных местах, нигде не уединялись. О женитьбе сын и мать даже не думают, хотя “та сторона” заводила такие разговоры. Женщина несколько лет назад овдовела и одна с трудом тянет пятерых детей. Она уверена в невиновности своего сына и надеется, что суд будет беспристрастным и справедливым.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото автора, Шымкент

От редакции Трудно не согласиться с тем, что изложенное всеми участниками этой истории выглядит, по меньшей мере, неоднозначно. И вызывает несколько главных, на наш взгляд, вопросов.
Вопрос первый. Чем руководствовался прокурор Мустафаев, обнародуя свою позицию? По словам аксакала, “хотел погасить волну недовольства”. Но “благодаря” обстоятельствам сейчас, после видео­обращения матери потерпевшей, его усилия рискуют пропасть втуне...
Вопрос второй. Почему мать предполагаемой жертвы написала заявление о случившемся 10 мая, спустя целых три недели? Кто-то ее надоумил?
И наконец, вопрос третий. Кто он - этот самый “кто-то”? Возможно, тот, кому не нравится прокурор района Мустафаев. По данным нашего собкора, именно усилиями прокурора были доведены до суда несколько резонансных дел, виновные заслуженно наказаны.
Не исключено, что нашлись люди, обиженные на прокурора Мустафаева, которые воспользовались его “признаниями” нашей газете, чтобы приготовить ему блюдо - из тех, что подают холодными...
Разумеется, это не более чем наши версии. Подтвердить их или опровергнуть может лишь тщательное разбирательство. Генеральный прокурор страны Жакип АСАНОВ не раз публично давал понять: для него буква Закона неразрывно связана с духом Истины. Вот вам и карты в руки, Жакип Кажманович! Разберитесь профессионально и беспристрастно, что здесь истинно, а что законно. Вам это, как говорится, зачтется по службе, а разным фейсбучным кликушам, глядишь, станет уроком...

Поделиться
Класснуть