10624

Козырная дама следствия

Удивительным образом складывается следствие по делу о получении взятки государственными аудиторами Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от руководства РГП “Казахавтодор”. Казалось бы, обычное в нынешнее время коррупционное дело. Но более чем из 20 фигурантов этой уголовной истории, где в качестве взяткополучателей числятся два ревизора, а в роли дающих мзду выступают все остальные - первые руководители госпредприятия, директора областных филиалов и посредники, одна участница процесса - замдиректора РГП “Казахавтодор” Гульназ РАМАЗАНОВА - чудным образом превращается в свидетеля. Впрочем, последней не привыкать, поскольку еще два года назад она активно помогала правоохранительным органам в разоблачении других преступников.

Как мы писали ранее (см. “Недоказанное обвинение” и “Не уверен - не обвиняй”, “Время” от 26.9 и 23.9.2017 г.), в декабре прошлого года сотрудники Нацбюро по противодействию коррупции задержали ревизоров Ботагоз КОПАБАЕВУ и Алмагуль ЖАНГИРБАЕВУ. Они обвиняются в получении взятки в 15 млн. тенге от генерального директора РГП “Казахавтодор” Серикжана МУКАШЕВА за неотражение в ауди­торском отчете выявленных нарушений нецелевого использования бюджетных средств. Дело оказалось громким, причем во многом благодаря самим борцам с коррупцией, объявившим на всю страну: преступление раскрыто, все фигуранты дела раскаялись в содеянном. Да только неувязочка вышла: обвиняемая Алмагуль Жангирбаева считает себя невиновной и старается доказать это. Не признает себя взяткодателем и уже бывший гендиректор предприятия Мукашев. Оба и обратились к прессе в надежде быть услышанными.
Если Серикжан Мукашев вынужден сам писать письма журналистам, то от имени Жангирбаевой в газету обратилась дочь обвиняемой Тойгуль МУХТАРХАН (она же выступает в этом деле защитником). По ее мнению, следствие велось с серьезными нарушениями: все обвинение в отношении ее матери построено на косвенных доказательствах, часть которых нельзя даже считать таковыми. Следствие, однако, очень верит словам Гульназ Рамазановой, решившей спустя несколько месяцев после первоначальных показаний дополнить свой рассказ подробностями в отношении Алмагуль Жангирбаевой. Якобы оба ревизора активно требовали деньги - 60 тысяч долларов за сокрытие в актах проверки нарушений почти на 2 млрд. тенге.
По словам Тойгуль Мухтархан, в материалах следствия четко отражается роль Рамазановой, более того, она является ключевым звеном дела. Ведь там именно Рамазанова - зам. генерального директора - вела переговоры с Ботагоз Копабаевой (у которой, кстати, позже были обнаружены переданные деньги). И уговаривала обе стороны пойти на сделку именно Гульназ Рамазанова. Это подтверждает ее бывший шеф Серикжан Мукашев в своем письме (орфография, стилистика и пунктуация оригинала сохранены):
“Следует отметить, что сам я никаких переговоров с аудиторами Счетного комитета не вел, все эти активные действия проводились Рамазановой Г. Более того, окончательную команду на передачу денег я также не давал, это решение самостоятельно приняла Рамазанова Г. (здесь и далее выделено мной. - А. Д.). Это доказывается всеми материалами дела, такими как аудио и видео-записи оперативных мероприятий, смс-переписками Рамазановой Г. С аудиторами Счетного комитета. О том, что деньги были переданы я узнал в момент задержания, то есть через несколько дней после передачи Рамазановой Г. без моего указания.
Хотя, согласно ст.26 УК РК, лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.
Убежден, что Рамазанова Г. действовала как минимум из двух побудительных мотивов:
Первое, скрыть свою профессиональную бездеятельность и низкую профессиональную компетентность, так как именно она отвечала согласно функциональных обязанностей за якобы вскрытые нарушения аудиторов.
Второе, присвоить часть денег из суммы, подлежащей передаче аудиторам. Из РГП “Казахавтодор” через доверенное лицо, которое было определено самой Рамазановой Г., была передана сумма в 15 млн. тенге, а при обыске у задержанной аудитора - К. Было изъято 13 млн. тенге. Именно эти 2 млн. тенге разницы и являлись конечной целью активных действий Рамазановой Г. И этому в деле есть все доказательства в виде собственноручно написанных записей Рамазановой Г., допросов подчиненных, главного бухгалтера и аудио и видео-записей оперативных материалов бюро”.
Как ранее было сказано, госпожа Рамазанова уже имела опыт общения с сотрудниками правоохранительных органов. Оказывается, еще два года назад в РГП “Казахавтодор” произошла утечка больших денег. Тогда со счетов алматинского областного филиала предприятия ушло порядка 126 млн. тенге. Эту недостачу якобы обнаружили в самом центральном офисе госкомпании. Об этом, кстати, сама Гульназ Рамазанова поведала в интервью одному из информационных порталов. С ее слов, руководство РГП организовало внутреннюю проверку и обратилось с соответствующим заявлением в компетентные органы.
Факты финансовых нарушений были выявлены при сдаче отчетов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности областных филиалов предприятия за первое полугодие 2015 года. По словам нашей героини, сказанным в том интервью, деньги выводились через зарплатные карточки сотрудников, которым начислялись лишние командировочные и бонусы, эти средства перегоняли на счета юридических лиц, которые фактически не оказывали никаких услуг предприятию. Как оказалось, тихое воровство происходило на протяжении трех лет. И представьте себе, только благодаря своевременной проверке и принципиальности госпожи Рамазановой удалось вывести на чистую воду меркантильных казахавтодоровцев и привлечь их к уголовной ответственности. А чтобы подобное не произошло с другими филиалами, она, по ее словам, поручила провести аудит во всех подразделениях и наказать нарушителей.
Может быть, поэтому - с учетом, так сказать, прежних заслуг - Нацбюро приняло решение перевести эту необыкновенную женщину в свидетели? Хотя могли появиться и другие веские основания, о которых мы пока точно не знаем, но можем лишь догадываться. Как бы то ни было, и дочь Алмагуль Жангирбаевой, и Серикжан Мукашев в один голос утверждают: Гульназ Рамазанова до недавнего времени являлась супругой бывшего начальника департамента по контролю за законностью оперативно-розыскных мероприятий Генеральной прокуратуры РК, а ныне - прокурора одной из областей страны.
Возможно, наша героиня и вовсе с самого начала просто имитировала преступную деятельность, как это делают настоящие агенты, работающие на борцов с коррупцией. Да взять хотя бы “хоргосское дело”, где в свое время была изобличена целая ОПГ, состоявшая из высокопоставленных таможенников, каэнбэшников и брокеров и занимавшаяся контрабандой товаров из Китая. А кто вывел их всех на чистую воду? “Скромный” агент Саныч - он же Талгат МАХАТОВ. Правда, сейчас этот самый Саныч проходит по делу об убийстве одного таможенника, который мог знать всю правду о том “хоргосском деле” и рассказать начистоту, кто есть ху (сейчас наша газета, кстати, ведет собственное расследование и рассказывает во всех подробностях о “делах давно минувших дней”). Кто знает, может быть, и в нашем случае речь идет о подобной фишке с внедренными агентами? Выходит, замдир “Казахавтодора” - не простой свидетель, а активный помощник борцам с невидимой коррупцией в их нелегком труде?
...Между тем на днях стало известно, что обвиняемый по этому делу директор акмолинского филиала РГП “Казахавтодор” Серик АЙДОС, который, как и другие руководители региональных подразделений, собирал деньги на взятку ревизорам, перешел в статус свидетеля. Одни говорят, что благодаря деятельному раскаянию и признанию вины, другие утверждают: он является балдызом - младшим братом жены одного из членов правительства.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть