1539

Ученья - в цвет

Можно ли из огромного самолета эвакуировать двести пассажиров всего за полторы минуты? Еще как! И для этого даже не нужен трап. В минувшую субботу в аэропорту Алматы журналисты на собственной шкуре испытали все прелести экстренной эвакуации.

Тема нештатных ситуаций в авиации как никогда актуальна для Казахстана этой весной, когда с самолетами раз за разом происходят различные ЧП (см. “Аварийный синдром”, “Время” от 8.4.2014 г.). Во всех этих ситуациях, к счастью, пассажиры покидали воздушные суда по обычным трапам. Однако бывают случаи, когда людей из самолета приходится эвакуировать экстренно. Тогда на счету каждая секунда. 12 апреля одна из отечественных авиакомпаний продемонстрировала, как это делается.
В просторный ангар, который расположен на территории Алматинского аэропорта, закатили огромный лайнер - “Эйрбас-321”, рассчитанный на 180 пассажиров. Сотрудники авиакомпании рассказывают: несмотря на то, что пассажиры обычно входят и выходят из самолета через одну дверь, в лайнере выходов намного больше. Вот только часть из них аварийные. Например, на нашем опытном “Эйрбасе” всего восемь дверей. И все они должны быть задействованы в случае экстренной эвакуации. Каждая снабжена собственным надувным трапом. По нему пассажиры не сходят, а скатываются как с горки. Один раз в год в целях профилактики авиакомпания должна провести плановую инспекцию этих трапов - проверить, правильно ли они выпускаются и выдерживают ли заданную нагрузку.
Сначала журналистам продемонстрировали саму процедуру надувания трапа. Происходит это автоматически и занимает по времени всего 5 секунд! Кстати, после использования такой трап нужно собрать, однако это можно сделать только в заводских условиях. Стоит такая услуга 15 тыс. евро за каждый трап. Но безопасность превыше всего!
После того как трап готов к использованию, начинается высадка людей. Часто летающие пассажиры знают: у аварийных выходов никогда не сажают инвалидов, беременных и детей. Наоборот, билеты на эти места продают атлетично сложенным мужчинам. Сопровождавший журналистов командир воздушного судна президента страны Ербол ОСПАНОВ объясняет:
- Крепыши в случае ЧП должны помочь бортпроводникам высадить пассажиров. Времени на это катастрофически мало. Скажем, при задымлении салона самолета на эвакуацию есть всего 90 секунд. Если не уложиться, пассажиры могут просто задохнуться. Кстати, использовать такой трап можно даже тогда, когда самолет приводняется. А после эвакуации он может служить надувной лодкой.
Однако это только с земли наду­вной трап кажется комфортным. С высоты пассажирского салона видно: угол наклона у него очень крутой. Страшно! Да еще сотрудники авиакомпании добавляют перца: если не хочешь, чтобы локти задымились от трения, руки лучше сложить на груди. Первым эвакуируется Ербол Оспанов. Следующий - я. Копирую его положение, сажусь на трап и бодро качусь вниз. Видимо, я сделал все правильно - приземлился на ноги. Но кое-кто оказывается на земле своей филейной частью. Прав был Ербол Абылаевич: ощущения покруче, чем на американских горках! Но лучше, конечно, чтобы ни один пассажир не испытал их в реальности.

Главное - быстро открыть дверь аварийного выхода.

На снимках: наш корреспондент успел “спастись”.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть