⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Не можешь предотвратить бардак - возглавь его!

Екатерина ТИХОНОВА

Переформатировать все кооперативы собственников квартир по принципу “один дом - один КСК - один счет в банке”, обу­чать каждого представителя совета дома навыкам управления, создать единый интернет-портал о коммунальной сфере, который станет частью “электронного правительства”, передавать злостных неплательщиков за комуслуги коллекторам - эти и другие положения вошли в пока еще рабочий проект концепции развития жилкомхоза страны, которая предполагает принятие нового закона о жилищных отношениях.

О предлагаемых новшествах мы кратко сообщили в субботнем номере нашей газеты (см. “Ждите перемен!”, “Время” от 22.7.2017 г.). Сегодня, как и обещали, предлагаем подробности планируемых изменений, инициированных новым руководством АО “Казцентр ЖКХ” и представленных в минувшую пятницу на совещании в Алматы.

 

Один на один

Представляя проект концепции, председатель правления АО “Казцентр ЖКХ” Марат САДУОВ (на снимке) прежде всего заявил:

- Сегодня владельцы квартир в многоэтажке не осознают себя хозяевами своего дома! Мы должны дать инструменты, благодаря которым люди смогут знать о том, что происходит в их многоквартирных жилых домах (МЖД), смогут управлять ими, требовать комфортных условий и сами станут ответственными. В Конституции страны говорится не только о правах граждан на собственность, но и об их обязанностях. К сожалению, именно об обязанностях мы все дружно забываем.
А чтобы каждый владелец квартиры осознал себя полноправным собственником МЖД, авторы представленной рабочей концепции развития ЖКХ предлагают ввести и новую форму управления им, основанную на принципе “один дом как юридическое лицо (кондоминиум) - один КСК - один счет в банке”. Каждый такой “один дом - КСК” станет заказчиком услуг и сам будет нанимать сервисную компанию на его обслуживание на договорной основе. Для этого в каждом доме будет сформирован совет во главе с его официальным представителем, который, к слову, обязательно должен быть жильцом данного МЖД, а значит, будет заинтересован в быстром и эффективном решении коммунальных проблем. В настоящее время управдому, как известно, необязательно быть жильцом дома, которым он управляет как председатель КСК.

Регистрация кондоминиумов

По словам Марата Садуова, регистрация МЖД в качестве кондоминиума является одной из главных проблем жилищно-коммунального хозяйства страны. В республике зарегистрировано в качестве кондоминиумов только 30 процентов многоэтажных домов, а это значит, что 70 процентов КСК работают незаконно.
- Мы сейчас рассматриваем возможность упрощенной регистрации домов как кондоминиумов и надеемся, что нас в этом поддержат министерства юстиции, финансов и местные исполнительные органы. Для новых же домов разрабатываем стандарты, чтобы застройщик владел не только участком, на котором будет непосредственно построен МЖД, но и будущей придомовой территорией для регистрации полноценного кондоминиума, при этом кондоминиум будет регистрироваться автоматически.

Не начальник, а слуга

Новое руководство “Казцентра ЖКХ” предлагает принципиально отказаться от термина “управляющая компания” применительно к сервисным фирмам, которые будут обслуживать многоэтажки.


- Мы будем категорически отказываться от российского термина “управляющая компания”, потому что компания начинает управлять не только домом, но и денежными потоками по собственному усмотрению, - отметил советник председателя правления АО “Казцентр ЖКХ” Борис ПАРСЕГОВ (на снимке). - Управлять домами должны собственники квартир! Раз мы платим, то компания - слуга: сделал работу плохо - жильцы оштрафовали, не исправил - отказался от нее, расторгнул договор и выбрал другую. А успешная сервисная компания может обслуживать хоть два, хоть сто домов, если жильцов это устраивает.
Председателей КСК, безусловно, волнует, как же впишутся в концепцию “один дом - КСК - один счет” малоквартирные дома. Ведь сбор средств с полутора-двух десятков квартир вряд ли покроет миллионный ремонт, скажем, кровли дома или масштабную замену водопровода. На этот вопрос представители “Казцентра ЖКХ” пока не знают точного ответа. В настоящее время в Шымкенте реализуют пилотный проект по управлению одним из таких малоквартирных домов.

От отчетов - к планированию

Примечательно, что в новой форме управления жилкомхозом, то есть в советах домов, формируемых жильцами МЖД, не предполагается должности бухгалтера.
- Зачем в КСК бухгалтер, если КСК не платят налоги? - полагает Марат Садуов. - Деньги от жильцов сразу будут поступать в банк на расчетный счет. Чтобы снять их с расчетного счета, необходимо иметь на руках платежное поручение либо оплатить платежное требование, которое и предъявят сами сервисные компании.
Еще одно нововведение - перевод акцента в управлении домом с отчета КСК на бюджетное планирование.

- Те формы отчетности КСК, которые были предложены год назад, в том числе и по поручению акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА, ничего для принятия решений не дают, они только констатируют факт, что и куда потратили, сошелся ли дебет с кредитом, - поделился мнением неоднократный герой наших публикаций бывший преподаватель кибернетики, кандидат технических наук, академик Международной академии информатизации, а с недавнего времени сотрудник “Казцентра ЖКХ” Шеризат ДЖАРБОЛОВ (на снимке). - Нужно переходить к технологии бюджетного планирования на каждый отдельный дом - по примеру того, как каждый регион страны составляет бюджет на год и проводит тендеры. Отчеты, разумеется, должны остаться, но только как форма контроля, при этом они должны быть понятны простым гражданам.
Кто же будет заниматься бюджетным планированием в каждом доме? Подготовленные и обу­ченные члены совета жильцов и прежде всего его официальный представитель, отвечают авторы новой концепции.
- Почему бы не начать готовить “домовых” специалистов в вузах страны? Ведь в грамотных управленцах нуждаются 78 тысяч многоквартирных домов в нашей стране! - восклицает Джарболов. - Управляющий МЖД станет актуальной профессией! Да, в действующем законодательстве есть требования к председателю КСК, но чтобы соответствовать им, нужно быть хорошим хозяйственником. А многие нынешние управдомы не то что не соответствуют, даже не знают про эти требования! Ведь зачастую председателями КСК становятся активные пенсионеры, которые обладают громким голосом, скандальным характером, умением считать чужие деньги, но только не навыками управления МЖД... Я уже даже составил примерную программу обучения и передал материалы в один из наших университетов. Но дипломированные топ-менеджеры в сфере ЖКХ - это в перспективе, а пока можно готовить управленцев на специальных бесплатных курсах, организуемых под эгидой профильного госоргана в жилищной отрасли.

Берегись коллектора!

Руководитель проекта e-КСК Центра развития Алматы Ляйля ЕСБОЛОВА (на снимке) в качестве мер борьбы со злостными неплательщиками за комуслуги предложила уже не раз обсуждавшиеся механизмы прямого действия: запретить должникам выезд за границу, удерживать долги с зарплат нерадивых жильцов и тем самым освободить суды от постоянных гражданских тяжб.
Однако “Казцентр ЖКХ” предлагает проблемы с должниками решать через коллекторов.
- Коллекторы будут судиться с должниками, а суд уже будет принимать решения по ограничению передвижения или по съему средств с зарплатных карточек, - пояснил Садуов.

Е-портал для всех и каждого

- Одним из инструментов, который мы предоставим гражданам для повышения правовой грамотности и для мотивации активной жизненной позиции, станет создание информационно-цифровой системы “Тургын уй”, которую мы будем реализовывать совместно с заинтересованными органами в рамках программы “Цифровой Казахстан”, - сообщил глава “Казцентра ЖКХ”. - По согласованию с правительством и администрацией президента в пилотном режиме программа “Тургын уй” будет реализовываться в четырех городах: Астане, Шымкенте, Кызылорде и Степногорске. Мы уже объявили конкурс на создание республиканской информационной системы, которая станет единой и бесплатной для всех граждан, причем частью “электронного правительства”. Проект уже вызвал интерес у представителей Программы развития ООН в Казахстане и Европейского банка реконструкции и развития, которые согласны его финансировать.
Мы посмотрели существующие порталы по деятельности КСК, и у нас сложилось мнение, что ни одна информационная система сегодня не решает проблемы ЖКХ в комплексе, - заметил Марат Садуов. - При этом на многих сайтах от граждан требуют личную информацию, вплоть до номеров мобильных телефонов, ИИН и номеров банковских карточек. Причем вся эта информация - нонсенс! - хранится на незащищенных частных серверах! Мы же хотим предоставить гражданам портал, на котором будет соблюдаться принцип защиты персональных данных.
К слову, о таком неудобном и незащищенном портале КСК, который запустили власти Алматы, мы писали в начале лета (см. “Нажми на кнопку - и где же результат?”, “Время” от 7.6.2017 г.).
По словам авторов концепции, на едином е-портале ЖКХ будут размещаться с регулярным обновлением рейтинг сервисных компаний по обслуживанию домов, а также обучающие видеоролики для активных жильцов МЖД, членов его совета.
Авторы проекта развития ЖКХ обещают разместить его в скором времени на сайте Министерства по инвестициям и развитию.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ Идеи по реформированию системы ЖКХ в свое время предлагали и власти Алматы, и общественный совет южной столицы, и партия народных коммунистов. Но все они были в рамках действующего закона о жилищных отношениях. Например, предложения управления жилья и жилищной инспекции Алматы сводились к контролю и регулированию деятельности управдомов: комплекс­ные проверки, административные штрафы на нерадивых председателей КСК, обязанность проводить личные приемы граждан. Коммунисты же предлагали в основном улучшить юридический лексикон закона, конкретизируя понятия собрания и письменного опроса (что в корне никак не поможет изменить систему ЖКХ). Так что, судя по представленной концепции, в нее вошли только некоторые идеи обозревателя нашей газеты и члена общественного совета Алматы Петра СВОИКА. Впрочем, не это главное. Представленная АО “Казцентр ЖКХ” концепция вызывает много вопросов даже у нас, журналистов “Времени”, не специалистов в сфере жилкомхоза. Надеемся, что на них смогут ответить авторы проекта, а мы с удовольствием поделимся этими разъяснениями с вами, уважаемые читатели. Кстати, вы тоже можете прислать свои вопросы на электронные адреса: tikhonova@time.kz и tanatosunet@mail.ru.

Загрузка...
Астропрогноз
на 13 ноября

Золотые слова

«- Я бы посоветовал Ильясу Алмасхановичу не слишком афишировать, что госслужащие тупее, чем бизнес. »

Владимир БОЖКО, вице-спикер мажилиса:
Сказано в адрес и.о. директора департамента Минсельхоза Ильяса ДОСХОЖАЕВА.
Вопрос на засыпку

Хотели бы вы перевести своего ребенка на дистанционное школьное обучение?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева