5313

Кто старое помянет?..

Получила продолжение одна из самых позорных историй в деятельности полиции и прокуратуры Северо-Казахстанской области, связанная с расследованием уголовного дела жителя Петропавловска Серика МЕНДЫБАЕВА. Мало того что родственники осужденного по заявлению Мендыбаева человека, как выясняется, вынуждены были спасать следователя от увольнения - так теперь выясняется, что никому нет дела, чтобы поставить в этой истории логичную жирную точку, пересмотрев приговор пострадавшего Марата БЕЙСЕНБИНА.

Напомним события. В июле 2011 года обокрали квартиру жителя Петропавловска Марата Бейсенбина: злоумышленники унесли с собой вещей на миллион тенге. Начавшееся было следствие было приостановлено за “неустановлением подозреваемого в его совершении лица”. Но вскоре друзья рассказали Марату Бейсенбину, что квартиру обокрал его же приятель, ранее дважды судимый Серик Мендыбаев. Марат с двумя друзьями помчался к нему с требованием вернуть вещи, наставил вору синяков и был... мгновенно арестован. Процесс по делу о рукоприкладстве Марата Бейсенбина и двух его приятелей Виталия КОНОПЛИЦКОГО и Александра УМАРОВА по количеству нарушений УПК их адвокаты называли просто фантастическим. Более того, отец Марата Бейсенбина Еркен БЕЙСЕНБИН (на снимке) выяснил, что занимавшийся расследованием уголовного дела его сына Назар НУРЛАНОВ никакого права работать в полиции не имел. После вспыхнувшего скандала Нурланов уволился из полиции по собственному желанию. Тем не менее все эти обстоятельства не помешали судье Петропавловского горсуда Айгуль МОЛДАБАЕВОЙ 23 мая 2012 года приговорить Марата Бейсенбина к восьми с половиной годам лишения свободы, такой же срок получил Умаров, а Коноплицкий был осужден на 7 лет лишения свободы (см. “Свинья из прошлого”, “Не судим, ибо судим” и “Невольник чести”, “Время” от 12.7, 9.8, 18.10.2012 г.).
Все это время Еркен Бейсенбин одновременно со следственными органами вел свое расследование воровства из квартиры его сына и накопал, по его словам, много интересного:
- По добытой мною информации, вор Серик Мендыбаев являлся штатным осведомителем полиции, имеет тесные связи в прокуратуре. В результате Мендыбаева так и не удалось арестовать до самого суда! Смотрите, 6 июля 2012 года он был задержан и помещен в изолятор временного содержания УВД Петропавловска, 9 июля следователь обратился к прокурору города Конысбеку ИБРАЕВУ с ходатайством о санкционировании ареста Серика Мендыбаева как ранее судимого лица, совершившего очередное тяжкое преступление, но этого не произошло. Днем должен был состояться суд о мере пресечения подозреваемого, однако накануне вечером представитель следствия пришел в ИВС и вывел оттуда Мендыбаева на свободу! И впоследствии прокуратура всячески тормозила это расследование.
Следователь Олеся ТАХМЕТОВА, занимавшаяся делом Мендыбаева, в доверительной беседе рассказывала, что подверг­лась в то время беспрецедент­ному давлению со стороны городской прокуратуры. Ее около десятка раз вызывали в прокуратуру для различных разносов по этому делу. Супруга Марата Бейсенбина Алия поведала, что как-то раз ходила в прокуратуру вместе с Тахметовой:
- Она вышла тогда от городского прокурора в крайне расстроенных чувствах. Рассказывала, что прокурор требовал от нее перестать “заниматься самодеятельностью” и прекратить уголовное дело Мендыбаева. Ей впрямую угрожали увольнением, и она вынуждена была уйти на больничный. Звонила мне с чужих телефонных номеров и очень переживала по поводу предстоящего увольнения.
Для спасения следователя Тахметовой Еркен Бейсенбин, по его словам, вынужден был обратиться в МВД:
- Я добился приема у одного из заместителей министра и во время беседы прямо заявил ему: “Что же вы делаете, почему позволяете прессовать честного следователя, до чего мы докатимся, если человека за его принципиальную позицию увольняют из органов?!”. Очевидно, мое обращение возымело свое действие, потому как по возвращении из Астаны меня сразу же вызвал первый заместитель начальника ДВД области Думан ТАЕВ и заверил, что следователь Тахметова уволена не будет.
Впрочем, на судьбе вора Мендыбаева все это никак не сказалось. Арестовать его так и не удалось, а передача его уголовного дела в суд всячески волокитилась городской прокуратурой. Сам Мендыбаев, пребывая на свободе, по словам его родной тети, предпринимательницы Баглан ЛАУБАЕВОЙ, даром время не терял:
- В конце октября прошлого года он обокрал и мою квартиру, похитив 600 тысяч тенге и золотых украшений на 400 тысяч тенге. У меня большие подозрения, что это сделал он, потому как дверь квартиры была вскрыта подбором ключей, а на двери были обнаружены, по заключению экспертизы, многочисленные отпечатки пальцев Серика. При этом в гости он не приходил все последние годы и не мог их оставить случайно. Мы вообще старались его избегать, так как в прошлом он уже обворовывал нашу квартиру. Полицейские уговаривали меня не поднимать шума по этому поводу, чтобы, дескать, не спугнуть его, и расследование странным образом затихло. Впоследствии я написала повторное заявление по этому поводу, но недавно узнала, что уголовное дело в отношении Мендыбаева уже… прекращено.
Между тем, для того чтобы дело Мендыбаева по краже вещей из квартиры супругов Бейсенбиных дошло до суда, Алие Бейсенбиной, по ее словам, понадобились беспрецедентные усилия:
- Я поняла, что все мои обращения в прокуратуру города и области бесполезны, и добилась приема у генерального прокурора республики Асхата ДАУЛБАЕВА. Рассказала ему о беспределе, который у нас творится с этим уголовным делом, и после соответствующей бумаги из Генеральной прокуратуры уголовное дело Мендыбаева наконец-то было передано в суд.
В конце декабря 2013 года Серик Мендыбаев получил за кражу из квартиры Бейсенбиных три с половиной года лишения свободы. Адвокаты осужденных Марата Бейсенбина, Александра Умарова и Виталия Коноплицкого начали добиваться пересмотра своих приговоров ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Они считают, что после осуждения Мендыбаева за эту кражу их подзащитных можно обвинять только в самоуправстве, а это уже совсем другие сроки наказания.
Но не тут-то было! По словам Алии Бейсенбиной, пытаясь добиться пересмотра дела своего мужа, она угодила в замкнутый круг:
- В ответ на заявление о пересмотре уголовного дела прокуратура направила ходатайство об этом в суд первой инстанции. Горсуд ответил, что пересмотр судебного решения может осуществляться только апелляционной инстанцией. Председатель апелляционной судебной коллегии по уголовным делам областного суда Асламбек МЕРГАЛИЕВ ответил, что по этому вопросу необходимо обращаться в кассационную коллегию, которая, впрочем, также отказала в пересмотре дела. Последующие обращения в прокуратуру тоже никакого действия не возымели... - разводит руками Алия. - Мой муж из-за бездействия правоохранительных органов просто хотел сам вернуть украденное, это уже всем ясно, но, похоже, никто не хочет ворошить подробности того позорного уголовного дела Мендыбаева, стараясь избежать нового скандала…

Виктор Мирошниченко, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть