3683

Небесные тихоходы

Казахстанским авиакомпаниям спустя четыре года пребывания в “черном списке” еврозоны уже в этом году могут снова разрешить летать в Старый Свет. А тем временем авиакомпания SCAT решила выполнять чартерные рейсы под новой торговой маркой.

В Европу прорубить окно

На минувшей неделе в Астане состоялась пресс-конференция, посвященная открытию компанией “Эйр Астана” новых авиарейсов Алматы - Киев и Астана - Киев. Задавая вопрос одному из ее спикеров - заместителю председателя комитета (КГА) гражданской авиации Минтранскома Серику МУХТЫБАЕВУ, я посетовал:
- Киев нынче - самая крайняя точка Европы, куда наши авиакомпании могут прокладывать авиамаршруты. А все потому, что уже четыре года почти все наши воздушные перевозчики находятся в так называемом черном списке. Исключение было сделано только для “Эйр Астаны”, которой можно обслуживать старые маршруты, но открывать новые рейсы нельзя, - посему г-ну Мухтыбаеву был задан прямой вопрос: - Когда Казахстан наконец исключат из черного списка?
- В данный момент у нас в Минтранскоме работает группа экспертов ИКАО (Международной организации гражданской авиации. - В.Б.), которые оказывают нам консультационную и техническую помощь в приведении в соответствие всех нормативных документов, - последовал ответ. - Начата ресертификация авиакомпаний и воздушных судов в соответствии с требованиями ИКАО. В этом году мы планируем пригласить ее специалистов для аудита, чтобы они оценили уровень тех необходимых мероприятий, реализацию которых мы заканчиваем. Напомню, последний аудит был в 2009 году.
Дважды в год в Евросоюзе проходят слушания по черным спискам, - продолжил Серик Мухтыбаев. - Планируем, что в ноябре Казах­стан там будет заслушан как раз по результатам аудита ИКАО и будет принято решение по этому ограничению. Надеем­ся, что решение будет положительным и даст возможность “Эйр Астане” и другим компаниям начать полеты в Европу с более широкой географией.

- То есть к концу года все требования ИКАО по обеспечению безопасности и другие мы выполним?
- Решение будет приниматься ИКАО и Евросоюзом. Мы не можем за них сейчас сказать, каково будет их решение. Но устранение тех замечаний, которые были в предыдущем аудите, - это основной план мероприятий, которым сейчас занимается Минтранском.

- Иными словами, казах­станская сторона выполнит все требования к предстоящему аудиту? - не унимался я и был вознагражден за настойчивость:
- Однозначно! И в этом плане будет последовательно проводиться работа для того, чтобы наше законодательство, авиакомпании и аэропорты соответствовали всем требованиям ИКАО.
Отвечая же на вопрос моих коллег об объединении государственных аэропортов в единый холдинг под крылом ФНБ “Самрук-Казына”, зам­пред КГА, сославшись на мировой опыт, заявил:
- В целом это объединение должно привести к снижению цен. То есть сейчас каждый аэропорт сам закупает (например, топливо. - В. Б.) по закупочным ценам. Если выступать будет холдинг, то тут уже будут совсем другие объемы и цены.
Настоящей сенсацией стало заявление г-на Мухтыбаева о том, что вот-вот произойдет смена собственника аэропорта Уральска. И это при том, что нынешний владелец аэропорта уже разработал план мероприятий по ремонту взлетно-посадочной полосы, при этом не прося из бюджета ни тиына. Но чиновники настаивают на своем.
- На данный момент ведутся работы по переводу аэропорта Уральска из частной собственности в государственную, - сказал спикер пресс-конференции. - Как показывает опыт, только государство может проводить такие большие инвестиционные проекты, как обновление взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, стоянок самолетов и т. д. Ни один частник не может на данный момент инвестировать в это.
Таким образом, можно уже не сомневаться, что будущий холдинг будет состоять из доброй дюжины портов.

История с душком

На минувшей же неделе правительство, наконец, обратило внимание на гигантскую свалку мусора (на снимке), расположенную в Алматинской области близ аэропорта Алматы. О ней мы писали еще летом прошлого года (см. “Свальный грех”, “Время” от 28.6.2012 г.). Напомним, помойка является гигантской кормушкой для птиц, которые собираются здесь большими стаями и мешают полетам самолетов. Только с января 2009-го по июнь 2012 года в аэропорту Алматы и его окрестностях было зарегистрировано 55 столкновений воздушных судов “Эйр Астаны” с птицами, из них в 14 случаях - с повреждениями бортов. Так вот: 4 апреля в ходе рабочей поездки в Алматинскую область первый вице-премьер - глава Минрегионразвития Бакытжан САГИНТАЕВ поручил акиму этого региона в течение недели решить вопрос с переносом полигона твердых бытовых отходов. Мы обязательно проследим, как будет исполнен этот наказ.

Что в имени тебе моем?

Любопытные новости в авиакомпании SCAT (“Скат”), переживающей сейчас не самые лучшие времена. Оказывается, перевозчик прекращает выполнять чартерные пассажирские рейсы под своей нынешней торговой маркой. Теперь любителей понежиться на экзотических пляжах будут перевозить самолеты с брендом Sunday Airlines.
Как сообщил отдел по связям с общественностью SCAT, туристические перевозки авиакомпании выделены в отдельную структуру, и чартерная программа под брендом Sunday Airlines будет запущена уже в нынешней летней навигации. В самой авиакомпании уверяют, что такие нововведения внедряются “с целью повышения эффективности управления и качества сервиса”. Смена вывески, считают скатовцы, - ничто иное, как “современный подход к сервису в сфере чартерных авиаперевозок, основная цель которого найти совершенно новый подход к клиентам и обеспечить комфортабельные перелеты, соответствующие международным стандартам”.
Новую ливрею в скором времени получит и основная рабочая лошадка дальнемагистральных чартерных программ SCAT - лайнер “Боинг-757”.
Для создания концепции нового бренда в авиакомпании наняли специалистов в сфере маркетинга, нейминга, дизайна, сервиса, психологии восприятия и других.
Не исключено, что в SCAT затеяли ребрендинг из-за недавней катастрофы самолета CRJ-200 под Алматы - чтобы у пассажиров не вызывало негативных эмоций название перевозчика. Кстати, на такой шаг решались и другие. Например, авиакомпания “Сибирь” после крушения своего самолета в 2006 году достаточно быстро сменила название на “S7” и ливрею самолетов. А в 2008 году после крушения самолета авиа­перевозчика “Аэрофлот-Норд” материнская компания “Аэрофлот” запретила дочерним структурам использовать в своих названиях свое имя.

Могучая кучка

Ну и напоследок. Недавно СМИ распространили информацию о том, что некая Ассоциация авиаперевозчиков Казахстана обратилась с открытым письмом к президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. В нем авторы предлагают выделить КГА из состава Минтранскома, создать Кодекс гражданской авиации и просят главу государства “навести в этом деле порядок”. Глава этой ассоциации, больше известный как президент авиакомпании “Саяхат” Владимир КУРОПАТЕНКО, с большим скепсисом оценивает потуги авиационных властей по решению существующих проблем в казахстанской авиации.
Признаться, нас несколько удивило, что авиаторы страны достаточно резко отзываются о своем профильном ведомстве и его руководстве. А посему мы решили выяснить, кто же входит в эту Ассоциацию авиаперевозчиков. Каково же было наше удивление, когда мы не нашли в списке ее учредителей ни одну из крупнейших отечественных авиакомпаний - ни “Эйр Астану”, ни “Скат”. Зато в нем фигурируют малоизвестные простому казахстанцу перевозчики - “Сан”, “Север”, “Ульба” и другие. У большей половины авиакомпаний-учредителей ассоциации давно истек срок действия эксплуатанта, то есть они фактически перестали существовать. Да и самолеты самого “Саяхата” мы что-то давно не видели в казахстанском небе. Но это, как видим, не мешает объединению гордо именовать себя “Ассоциацией авиаперевозчиков Казахстана”, создавать впечатление серьезной организации и поучать профильное ведомство.

Астана - Алматы

Поделиться
Класснуть