5302

АЭС заботы нашей

Авария на японской АЭС “Фукусима-1”.

В середине ноября специально созданная правительственная комиссия должна представить президенту страны свое заключение о месте первой в стране атомной электростанции (см. “Правительственная комиссия до 15 ноября должна представить предложения по строительству АЭС” на сайте time.kz от 7.9.2013 г.). Несмотря на продолжающуюся в обществе широкую дискуссию о необходимости АЭС, принципиальное решение о реализации проекта уже принято. Так где же лучше всего разместить источник атомной энергии, чтобы это было и максимально выгодно, и безопасно, и экологично? Об этом газета “Время” поговорила с экс­пертами.

Пока политики и общественные деятели спорили, специалисты изучали места, откуда энергия будущего потечет в наши дома и дома соседей. В результате было рассмотрено несколько вариантов. По мнению ученых, изучавших вопрос, атомная электростанция могла бы разместиться либо в Мангистауской области на базе бывшего атомного энергокомбината - МАЭК, либо в городе Курчатове, что в Восточном Казахстане, либо вблизи Балхаша. У каждой точки есть свои плюсы и минусы.
Так, много­летний руко­водитель Национального ядерного центра Кайрат КАДЫРЖАНОВ (на снимке), не так давно ушедший на пенсию, абсолютно уверен, что АЭС надо строить неподалеку от бывшего Семипалатинского ядерного полигона - для этого там есть все необходимое, главное - инфраструктура.
- Я считаю, что лучше города Курчатова места для строительства АЭС не найти, - говорит ученый. - Есть утвержденные правила и нормативы, где именно можно размещать столь серьезный объект. Во-первых, удаленность от крупных населенных пунктов и воды близ Курчатова именно столько, сколько нужно. Во-вторых, близость энергетической сети ЛЭП-500, плюс там рядом подстанция, причем уже идет строительство линии в сторону Южного Казахстана и Алматы. В-третьих, большие экономические перспективы: близость Китая и России, куда можно продавать часть энергии. В-четвертых, в Курчатове есть подготовленные специалисты, их не надо откуда-то привозить. Ну и, в-пятых, есть еще одна причина, хотя она, быть может, и не для печати, но я расскажу. Мы в Национальном ядерном центре просчитывали самые невероятные параметры. Если вдруг - не приведи Всевышний - на Иртыше будет взорвана одна из плотин, например, на Бухтарме, то вниз по течению реки пойдет огромная волна, как это случилось в районе японской Фукусимы. Тогда высота волны близ Курчатова достигнет 30 метров. Вот мы и предлагаем строить АЭС на 40-метровой возвышенности. То есть даже для такой невероятной ситуации будет запас прочности.
Это уж точно: где бы ни решили поставить АЭС, нужно в первую очередь думать о безопасности. К примеру, разрушения на атомной станции “Фукусима-1” произошли в результате мощных подземных толч­ков и вызванных ими цунами. В этой связи сейсмолог Мухтар ХАЙДАРОВ (на снимке) считает, что самое безопасное место для казахстанской АЭС - Мангистау. Хотя не так давно представители института сейсмологии заявляли, что даже не ведут наблюдений в этом регионе.
- Если в Мангистауской области нет наблюдений со стороны нашего института сейсмологии, то это его беда и проблема, - рассуждает Мухтар Хайдаров. - Есть ведь мировые сети, которые показывают, что особой сейсмической активности в этом регионе нет. Кроме того, есть и другие преимущества, прежде всего - это малонаселенный регион с развивающейся промышленностью. В то же время и в Курчатове землетрясения случаются не так уж и часто, по крайней мере, реже, чем в Алматы, но чаще, чем в Мангистауской облас­ти. Однако самое неспокойное место из всех трех - это Балхаш. Там тоже трясет нечасто, но зато землетрясения там жесткого, разрушительного характера. Поэтому я считаю, что в районе Балхаша вообще нет смысла строить что-то серьезное, не говоря уже про АЭС.
А вот по мнению известного эколога, руководителя движения “Табигат” Мэлса ЕЛЕУСИЗОВА (на снимке), атомная элект­ростанция нам не нужна вообще, к тому же ни одно из предложенных мест для ее строительства не подходит.
- Чтобы остужать атомный реактор, нужна вода, поэтому АЭС и строят на побережье рек и морей, - объясняет эколог. - Курчатов отпадает сразу - нет там воды совершенно, а протекающий неподалеку Иртыш слишком важен для страны, чтобы им рисковать. Не дай Бог, что-то случится - столица останется без воды и еще несколько городов. То же самое касается Балхаша. Поставим там реактор - возникнет угроза экологической катастрофы, кроме того, это может привести к обмельчанию водоема. Уже сейчас из-за потепления климата и активного использования Китаем вод трансграничных рек у нас возникает дефицит. Что касается Актау, то там работал реактор (на МАЭК. - М. К.), чью энергию использовали для опреснения воды. В итоге с годами поняли, что радиация понемногу копится, здания начинают фонить, поэтому отключили оборудование. То есть поставь туда новую АЭС - эффект усилится в несколько раз. Одним словом, нет оптимального места, и лучше отказаться от этой идеи.
Атомная электростанция может дать толчок развитию того региона, где она будет работать. Реалии таковы, что сейчас дефицит энергии испытывает запад Казахстана. Означает ли это, что именно там нужно возводить АЭС? Об этом рас­суждает экономист Магбат СПАНОВ (на снимке).
- Действительно, сейчас западные области закупают электроэнергию в России, - говорит доктор экономических наук. - Поэтому для того, чтобы в регионе не было дефицита, лучше открыть еще один источник энергии - в Мангистау. Но в то же время, с точки зрения экономической безопасности, АЭС надо строить на Балхаше - из Центрального Казахстана электричество можно подавать в любом направлении. Но я все же считаю, что выгоднее всего использовать Курчатов как площадку для строительства атомной электростанции. В этом случае излишки можно продавать в Китай, кроме того, уже по существующим сетям электричество пойдет на юг страны, где также наблюдается дефицит. Но самое главное, что АЭС может стать хорошим бизнес-проектом для всего Восточного Казахстана в целом и города Семея, в частности. Потенциал у этого региона большой, но в связи с тем, что там в свое время был ядерный полигон и территория была закрыта, сейчас он находится в упадке. Кроме того, нужно понимать, что без АЭС наши большие экономичес­кие планы невозможны: мы уже сейчас нуждаемся в дополнительной энергии, и потребности будут только расти. Поэтому есть два пути - или увеличивать закупки за рубежом, или попытаться что-то поменять внутри страны.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Особое мнение

Марат ШИБУТОВ, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:
- В середине “нулевых” было решено, что Казахстан в рамках партнерства с Россией будет принимать участие в программах по строительству АЭС. Специально для этого россияне обязались разработать на основе своих военных реакторов средний реактор ВБЭР-300, который по замыслу и должен был стать основой для будущей казахстанской АЭС. Разумеется, это было не просто так, а в обмен на допуск россиян к нашим месторож­дениям урана. В 2007 году была начата разработка проектной документации, а для начала согласовали декларацию о намерениях, в которой было обосновано расположение АЭС в Мангистау. Затем было разработано ТЭО проекта, которое было принято в 2009 году. Мангистауская АЭС была внесена во все планы развития отрасли страны и, конечно же, НАК “Каз­атомпром”. По-хорошему в 2010 году надо было оформлять акт на землю и выходить уже на следующую стадию проекта. Но процесс остановился - частично из-за споров по поводу авторских прав на технологии, а частично - из-за того, что никто не хотел принимать решение о начале строительства. Россияне не предпринимали никаких особых усилий по продвижению проекта АЭС: если партнер сам не хочет, чтобы перед ним выполняли обязательства, то зачем самим настаивать? Тем более что у соседей производственные и проектные мощности заняты до 2025 года заказами, и они еле с ними успевают справиться. Получается, наши общественные и политические активисты, протестовавшие против атомной энергетики, сыграли на руку россиянам и сделали шанс получить наукоемкое производство в Казахстане минимальным.
Таким образом, дотянули до 2013 года и тут придумали какую-то абсурдную комиссию по выбору места строительства: решение о размещении ядерных объектов, согласно законодательству, принимается на уровне маслихата области, а не в Астане! В итоге Казахстан сейчас находится в точке, соответствующей 2005 году. При этом лично у меня сложилось ощущение, что вся работа по строительству АЭС будет завалена и ничего подобного в итоге у нас не будет. Хотя атомная отрасль могла бы стать реально инновационным локомотивом экономики страны, а заодно бы обеспечила ее энергетическую безопасность. Но, видимо, это никому не надо.

Поделиться
Класснуть