9541

Эпоха Водолея

Ислам АБИШЕВ - Нурлану КАППАРОВУ: Ну кто же так считает?!

Пока власти Карагандинской области вынужденно тратят драгоценные миллионы из местного бюджета на борьбу с нагрянувшей в регион большой водой (см. “Гиблая вода”, “Время” от 1.4.2014 г., а также продолжение темы на 3-й стр. сегодняшнего номера), бывший глава комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства страны Ислам АБИШЕВ (на верхнем снимке), вооружившись калькулятором, доказывает: грандиозный проект госпрограммы по управлению водными ресурсами страны, презентованный в конце прошлого года правительству министром окружающей среды и водных ресурсов Нурланом КАППАРОВЫМ (на нижнем снимке), явно не стоит 8 триллионов тенге, которые просит под него глава природоохранного ведомства.  Г-н Абишев утверждает: каппаровский проект, уже одобренный правительством и ждущий подписи главы государства (которая и откроет шлюзы перед миллиардными бюджетными потоками), кишит элементарными просчетами и ошибками.

Презентуя свое детище, Нурлан Джамбулович изложил целый ряд предложений, нацеленных на снижение дефицита воды, эффективное управление водохозяйственной инфраструктурой, причем до 2040 года. Чего тут только нет! Модернизация оросительной системы, коммунальной инфраструктуры, внедрение влагосберегающих технологий, пересмотр тарифов и т. д. и т.п. Логика министра проста: чем глобальнее проб­лемы, тем больше денег из казны можно запрашивать у правительства под их решение.
- В сельском хозяйстве сокращение потерь с 66 до 27 процентов за счет модернизации оросительных систем позволит экономить 11,2 млрд. кубометров воды в год, - докладывал в декабре 2013 года господин министр. - В промышленности сокращение потерь с 40 до 19 процентов в основном за счет внедрения систем оборотного водоснабжения позволит экономить 900 млн. кубометров в год. Сокращение потерь в ЖКХ с 58 до 19 процентов за счет модернизации инфраструктуры и очистных систем позволит экономить 300 млн. кубометров воды в год.
Из чего же складываются такие огромные водопотери? Ответ мы решили искать в выступлении Каппарова, подкрепленном таблицами (см. сайты http://www.zakon.kz/4593256-pravitelstvom-rk-odobren-proekt.html, http://www.youtube.com/watch?v=-eBa1tnzCY8#t=459), взяв себе в помощники бывшего главу минсельхозовского комитета водных ресурсов Ислама Абишева. Рассмотрим сентенцию министра о потерях на магистральных и оросительных каналах, составляющих 66 процентов от общего объема водопотребления страны.
- Из его доклада следует, что из 13,4 млрд. кубометров воды, что используется в сельском хозяйстве, 8,84 млрд. составляют потери, и только 4,56 млрд. идет на полив, - подсчитывает наш эксперт. - В Казахстане 1,4 млн. гектаров используемых поливных земель. Делим 4,56 млрд. на 1,4 млн. га и получаем: на полив одного гектара уходит 3257 кубометров воды. Но этого быть не может! Ведь существует минимальный уровень биологически потребной растению воды -
получив меньше, оно просто высохнет! Даже если мы предположим, что вся казахстанская земля засеяна люцерной, у которой самая низкая потребность в воде - 6000 кубометров на гектар в сезон, и умножим эту цифру на 1,4 млн. га поливных земель страны, - получается, что сегодня на полив реально уходит 8,4 млрд. кубометров, и это, напомню, самый минимум. В противном случае Казахстан давно накрыл бы неурожай со всеми его последствиями.
Получается, что цифры в министерском проекте занижены вдвое? Но как это возможно? По заверениям г-на Каппарова, в работе над документом участвовали как международные эксперты, так и светила отечественной экономики. Однако дальнейшее изучение видеоролика с заседания правительства, где заслушивалась программа, заставляет усомниться в этом. Не станем дальше утомлять читателя математическими выкладками. Скажем только: взяв за основу данные министерского проекта, мы подсчитали, что потребление воды в среднем на одного человека в 2040 году составит 45 литров в сутки. Тогда как сегодня минимальный норматив без малого втрое выше - 120 литров! Неужели менее чем через три десятка лет нас задолбит сушняк?!
- Выступая перед правительством, Каппаров заявил, что в стране 11 тыс. километров магистральных каналов и 7 тыс. распределительных. Это нонсенс. Водную систему можно сравнить с кровеносной: магистрали - это вены, а распределительные сети - капилляры, - сказал Ислам Абишев.
- Так вот капилляров - распределительных сетей - по определению не может быть меньше вен - сетей магистральных, - продолжает Ислам Альмаханович. - Однако по Каппарову выходит, что и невозможное возможно! Замечу: только в Южном Казахстане насчитывается 15 тыс. км распределительных сетей, а у него по всему Казахстану их лишь 7 тысяч. Причем эта цифра фигурирует не только в текстовой части доклада министра, но и в сопроводительных таблицах. Согласитесь, под такой “иллюстративный материал” грех не выпросить бюджетные миллиарды на “усовершенствование и модернизацию” системы.
Еще одна сомнительная статья расходов, по мнению Абишева, - улучшение водоснабжения Астаны. Целых полтриллиона - 500 миллиардов тенге - министерство попросит для строительства канала из Иртыша и водохранилища близ столицы. Согласно задумке авторов мегапроекта, новый канал и Софийское водохранилище не только решат проблемы водообеспечения растущей Астаны, но и создадут предпосылки для развития в столице туризма. Ислам Абишев ставит под сомнение целесообразность столь внушительных трат. По его расчетам, напоить стольный град и сегодня, и в 2040 году вполне сможет уже давно действующее Вячеславское водо­хранилище, а возможности канала Иртыш - Караганда стоит использовать лишь для подстраховки. На нем уже установлена насосная станция, способная перекачать необходимый Астане объем воды.
- Надо всего-то вырыть небольшой водовод от канала Иртыш - Караганда к Вячеславскому водохранилищу, - поясняет Ислам Абишев. - Это будет стоить не дороже
4 миллиардов тенге, но уже никак не 500 миллиардов! Что же касается создания туристической зоны вокруг будущего искусственного водоема, то зачем это делать, когда рядом Боровое?!
К слову, еще в 2012 году комитет водных ресурсов Минсельхоза под руководством Абишева разработал отраслевую программу модернизации всей водной системы страны. Цена вопроса - всего 1,5 триллиона тенге - при том, что каппаровский проект весит целых 8 триллионов!
Свои расчеты и выводы Ислам Альмаханович уже как дней десять отправил на блог премьер-министра Серика АХМЕТОВА. Однако на интернет-платформе премьера до сих пор ничего не висит.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Тогжан Гани и Владимира Третьякова, Шымкент

Поделиться
Класснуть