7138

Аэропорт в Жетыгене: хабнем по полной?

В Алматы действительно собираются возвести еще один аэропорт - международный транзитный хаб для Центральной Азии. Его строительство планируется начать в 2017 году. Об этом газете “Время” сообщили в Комитете гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций страны.

На минувшей неделе на страницах нашей газеты эксперты в области авиации раскритиковали замысел правительства построить новый аэропорт в полусотне километров от Алматы - в поселке Жетыген (см. “Мы за ценой не постоим?”, “Время” от 2.4.2014 г.). Одни называли эти планы прожектерскими, другие говорили о том, что действующий аэропорт Алматы еще не выработал свой ресурс. Профильное ведомство - Минтранс­ком - тогда промолчало, но на днях мы получили разъяснения КГА на заданную тему.
“Новый аэропорт рассматривается как крупный транзитный авиационный хаб для реализации транзитных возможностей Казахстана и привлечения инвестиций для создания новых рабочих мест, включения Казахстана в мировую систему транзитных перевозок грузов и пассажиров”, - подчеркивается в сообщении КГА.
Его сотрудники уверяют: место для строительства международного хаба было выбрано на основе специального исследования, которое по заказу одной частной фирмы провело РГП “Казаэропроект”, подготовившее соответствующий отчет еще в 2009-2010 годах. Причем было предложено несколько подходящих площадок. В отчете подробно описаны природно-климатические условия, характеристики каждого земельного участка и другие технические аспекты. В результате свой выбор специалисты остановили на территории около 2 тыс. га в 48 км северо-восточнее Алматы и в 4 км юго-восточнее Жетыгена.
Минтранском рассматривал предложения нескольких потенциальных инвесторов аэропроекта, и в итоге предпочтение было отдано сингапурской компании Changi Airports International Ltd (CAI), к настоящему времени уже подготовившей концепцию нового аэропорта пропускной способностью до 10 млн. пассажиров в год на первом этапе с ее возможным увеличением в последующем до 40 млн. Кроме того, сингапурцы предложили возвести в районе аэропорта современный населенный пункт с развитой социальной инфраструктурой. В КГА полагают, что эти планы можно скоординировать с проектом строительства четырех городов-спутников близ Алматы - G4-city, во всяком случае, одного из них - Growing city, который планируется сделать промышленным и логистическим центром.
Ориентировочная стоимость строительства аэропорта - около 1,5 млрд. долларов. При этом в КГА отмечают: “Определение самоокупаемости и прибыльности (проекта. - В.Б.) относится исключительно к компетенции инвестора”.
В настоящее время этот масштабный проект находится в Министерстве экономики и бюджетного планирования, которое рассматривает экономическую эффективность строительства, как подчеркивают в КГА, “независимо от источников финансирования”. Однако окончательное решение правительство примет в случае положительного заключения всех заинтересованных госорганов. Пока же датой начала строительства аэропорта значится 2017 год.
Добраться до будущего хаба, по информации авиационных влас­тей республики, можно будет железнодорожным и автотранспортом: планируется использовать возможности скоростных автотрасс Западная Европа - Западный Китай и Алматы - Капшагай, которые должны быть готовы уже, соответственно, в 2015 и 2016 годах, а также железной дороги Жетыген - Хоргос. Все эти магистрали вкупе с крупным аэроузлом и будут способствовать созданию транс­портно-логистического центра международного уровня.
Не оставили в КГА наш вопрос и о будущем действующего аэропорта Алматы после открытия нового: “На начальной стадии изучения инвестиционного предложения по строительству аэропорта вблизи г. Алматы вопрос закрытия существующего аэропорта не рассматривается”.

Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть